МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
______________Мальцева
Н.В.
Протокол №1
от "29" августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по
Директор
УВР
______________Кутенкова Г.Н. ____________Мальцева Н.В.
Протокол №1
Приказ №100
от "29" августа 2022 г.
от "30" августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составители: Борейко Ольга Петровна,
Мамона Мария Михайловна,
Матюк Анастасия Витальевна,
Чернюгова Арина Дмитриевна
учителя начальных классов
Новошахтинск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 4 класса разработана
с
использованием УМК «Планета знаний» под редакцией И. Петровой и авторской программы Л.Я.
Желтовской, Т.М. Андриановой, В.И. Илюхиной по русскому языку, 4 класс (Л.Я. Желтовской, Т.М.
Андриановой, В.И. Илюхиной-М.: АСТ: Астрель; 2017г.) в соответствии с положениями:
• Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013г. №263С(с изменениями и дополнениями);
• Приказа Минпросвещения России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (с изменениями);
• Приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего,основного общего и среднего общего образования»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №7;
• Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
• ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
• Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором учтены
особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы
участников образовательных отношений.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа ориентирована на изучение русского языка на базовом уровне. Согласно
учебному плану на изучение русского языка в 4 классе отводится 171 час из расчета 5 часов в
неделю. Программа будет реализована за 165 часов, так как согласно расписанию уроков, на 20222023 учебный год происходит потеря учебных часов, приходящихся на 23.02.2023, 24.02.2023,
08.03.2023, 01.05.2023, 08.05.2023, 09.05.2023, объявленных Постановлением Правительства РФ "О
переносе выходных дней в 2023 году" от 29.08.2022 №1505, праздничными днями.
Недостающие часы будут компенсированы за счет уплотнения материала по теме «Правописание
безударных падежных окончаний имён прилагательных» с 6 часов до 5 часов, «Употребление и
правописание падежных форм личных местоимений» с 3 часов до 2 часов, «Предложение. Текст.» с
13 часов до 9 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке.
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Фонетика и графика.
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам.
Звукобуквенный разбор слова.
Орфоэпия.
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний
звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
7
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного
произношения слов.
Лексика.
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов,
устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика).
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
Морфология.
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного (повторение). Склонение имён существительных; имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица
единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ
спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее
представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис.
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды
предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды
предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и
нераспространённые предложения (повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и.
Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с
союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация.
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как
осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы
решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при
проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
• наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
8
• безударные личные окончания глаголов;
• знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без
союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи.
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог;
отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и
выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ
текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация
и обобщение содержащейся в тексте информации.
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в четвёртом классе способствует
освоению ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи; устанавливать
основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, но отличающихся
грамматическими признаками;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять глаголы в группы по определённому признаку (например, время, спряжение);
объединять предложения по определённому признаку;
классифицировать предложенные языковые единицы;
устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;
ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределённая форма, однородные
члены предложения, сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звуко-буквенный, морфемный,
морфологический, синтаксический);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования);
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
прогнозировать возможное развитие речевой ситуации.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках
информации, необходимой для решения учебно-практической задачи; находить дополнительную
информацию, используя справочники и словари;
9
— распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для
выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении
результатов наблюдения за орфографическим материалом;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал
(рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
— самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий; предвидеть трудности и возможные
ошибки.
Самоконтроль:
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для
преодоления ошибок;
— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины;
— оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё;
— адекватно принимать оценку своей работы.
Совместная деятельность:
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы, планы, идеи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение русского языка в 4 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих
результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования:
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
10
- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова;
- осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения; трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка,
активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и др.);
- устанавливать аналогии языковых единиц;
- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
11
- определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения;
- анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
- формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового
материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
12
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
- осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать
язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;
- объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
- проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом);
- подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по
контексту;
- проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему
состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
- устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по
комплексу освоенных грамматических признаков;
- определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж;
проводить разбор имени существительного как части речи;
- определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе),
число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
13
- устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род
(в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени
по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число,
род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте; — различать предложение, словосочетание и слово;
- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- различать распространённые и нераспространённые предложения;
- распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными
членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
- разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без
называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие
из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без
называния терминов);
- производить синтаксический разбор простого предложения;
- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания
имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных
имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие
или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без
союзов;
- правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила,
описки;
- осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
- выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений), соблюдая
орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
- создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной
ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
- определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на
тему или основную мысль;
- корректировать порядок предложений и частей текста;
- составлять план к заданным текстам;
- осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
- осуществлять выборочный пересказ текста (устно); — писать (после предварительной
подготовки) сочинения по заданным темам;
- осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно
и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации;
интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
- объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
- уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном
носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.
14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п.п.
1.
2.
Название
раздела
(темы) курса
( число часов)
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
по теме:
«Сведения
о русском
языке»
Сведения
о русском
языке.
(25 ч)
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
по теме:
«Фонетика и
графика»
Фонетика и
графика (10
ч)
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся.
Русский язык – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Русский язык – 4 класс -Учи.ру (uchi.ru)
Русский язык – 4 класс -Яндекс.Учебник (education.yandex.ru)
Русский язык – 4 класс -ЯКласс (yaklass.ru)
Русский язык как язык
межнационального общения.
Знакомство с различными методами
познания языка: наблюдение,
анализ, лингвистический
эксперимент, мини-исследование,
проект
.
Коллективное обсуждение фрагмента статьи 69 Конституции
Российской Федерации: «Государство защищает культурную
самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации,
гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия».
Учебный диалог «Почему каждому народу важно сохранять свой язык? Как
общаться разным народам, проживающим в одной стране?», в ходе диалога
формулируются суждения о многообразии языкового пространства России и о
значении русского языка как языка межнационального общения.
Работа в парах: придумать ситуацию использования русского языка как языка
межнационального общения.
Русский язык – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Русский язык – 4 класс -Учи.ру (uchi.ru)
Русский язык – 4 класс -Яндекс.Учебник (education.yandex.ru)
Русский язык – 4 класс -ЯКласс (yaklass.ru)
Характеристика, сравнение,
классификация звуков вне слова и в
слове по заданным параметрам.
Звуко-буквенный разбор слова
Учебный диалог «По каким признакам мы умеем характеризовать звуки?».
Работа в парах: устная характеристика звуков по заданным
признакам.
Совместный анализ предложенного алгоритма звуко-буквенного разбора.
10
3.
4.
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы по
теме:
« Орфоэпия»
Орфоэпия
(7ч)
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы по
теме:«Лексика
Лексика (8 ч)
Практическая работа: проведение звуко-буквенного разбора
предложенных слов
Русский язык – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Русский язык – 4 класс -Учи.ру (uchi.ru)
Русский язык – 4 класс -Яндекс.Учебник (education.yandex.ru)
Русский язык – 4 класс -ЯКласс (yaklass.ru)
Правильная интонация в процессе
говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний
звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами
современного русского
литературного языка (на
ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических
словарей русского языка при
определении правильного
произношения слов
Наблюдение за местом ударения и произношением слов, отрабатываемых в
учебнике.
Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются слова из
орфоэпического словарика, к ним нужно придумать рифмы). Дидактическое
упражнение: придумать предложения с отрабатываемым словом из
орфоэпического словарика. Практическая работа: поставить ударение в словах
из орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести. Творческая
работа: сочинить рассказ, включив в него все слова из отрабатываемого в
данном учебном году орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему
классу.
Работа в группах: найти в учебном орфоэпическом словаре слова из
предложенного списка (не совпадает с отрабатываемым перечнем слов) и
поставить в них ударение.
Игра-соревнование «Где поставить ударение?».
Проектное задание «Ударение в словах, которые пришли в русский язык из
французского языка».
Работа в группах: подготовка аудиозаписи предложенного текста, при
подготовке необходимо обращение к учебному орфоэпическому словарю для
определения ударения в незнакомых словах
Русский язык – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Русский язык – 4 класс -Учи.ру (uchi.ru)
Русский язык – 4 класс -Яндекс.Учебник (education.yandex.ru)
Русский язык – 4 класс -ЯКласс (yaklass.ru)
Повторение и продолжение работы:
наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов,
Комментированное выполнение задания: выбор из ряда синонимов слова,
которое подходит для заполнения пропуска в предложении текста, объяснение
своего выбора. Работа в группах: работа с дидактическим текстом, анализ
11
устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в
речи фразеологизмов (простые
случаи
5.
6.
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы по
теме: «Состав
слова»
Состав слова
(морфемика)
(9 ч)
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы по
теме:«Морфол
огия»
Морфология
(35 ч)
уместности использования слов в предложениях, нахождение случаев
неудачного выбора слова, корректировка обнаруженных ошибок (выбор
наиболее точного синонима).
Работа с рисунками: соотнесение рисунков с соответствующими им
фразеолгизмами. Работа в парах соотнесение фразеологизмов и их значений.
Работа в группах: поиск в текстах фразеологизмов.
Дифференцированное задание: работа со словарём фразеологизмов,
выписывание значений 2—3 фразеологизмов. Творческое задание: создание
собственных шуточных рисунков, основанных на буквальном понимании
значения слов, входящих в состав фразеологизма
Русский язык – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Русский язык – 4 класс -Учи.ру (uchi.ru)
Русский язык – 4 класс -Яндекс.Учебник (education.yandex.ru)
Русский язык – 4 класс -ЯКласс (yaklass.ru)
Повторение: состав изменяемых
Учебный диалог «Что мы помним о частях слова?», в ходе диалога даётся
слов, выделение в словах с
устная характеристика частей слова по заданным признакам (значение, способ
однозначно выделяемыми
выделения, способ обозначения). Упражнение: проведение по предложенному
морфемами окончания, корня,
алгоритму разбора слова по составу. Работа в парах: поиск ошибок в разборе
приставки, суффикса. Основа
слова по составу. Проверочная работа с последующим самоанализом,
слова.
отработка умений корректировать свои действия для преодоления ошибок в
Состав неизменяемых слов
разборе слов по составу
(ознакомление). Значение наиболее
употребляемых суффиксов
изученных частей речи
(ознакомление)
Русский язык – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Русский язык – 4 класс -Учи.ру (uchi.ru)
Русский язык – 4 класс -Яндекс.Учебник (education.yandex.ru)
Русский язык – 4 класс -ЯКласс (yaklass.ru)
Части речи самостоятельные и
служебные.
Работа с таблицей «Части речи», анализ содержания таблицы, установление
основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи.
12
Имя существительное. Повторение:
склонение имён существительных;
имена существительные 1, 2, 3-го
склонения. Несклоняемые имена
существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Повторение:
зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного.
Склонение имён прилагательных
во множественном числе.
Местоимение. Личные
местоимения. Повторение: личные
местоимения
1-го и 3-го лица единственного и
множественного числа; склонение
личных местоимений. Глагол.
Изменение
глаголов по лицам и числам в
настоящем и
будущем времени (спряжение). І и ІІ
спряжение глаголов. Способы
определения I и II спряжения
глаголов. Наречие (общее
представление). Значение, вопросы,
употребление в речи. Предлог.
Повторение:
отличие предлогов от приставок.
Союз; союзы и, а, но в простых и
сложных
предложениях. Частица не, её
значение
(повторение)
Упражнение: группировка слов на основании того, какой частью речи они
являются. Дифференцированное задание: классификация частей речи по
признаку (самостоятельные и служебные части речи). Комментированное
выполнение задания, связанного с выбором основания для сравнения слов,
относящихся к одной части речи, но различающихся грамматическими
признаками.
Работа в группах: нахождение основания для группировки слов (в качестве
основания для группировки могут быть использованы различные признаки,
например: по частям речи; для имён существительных — по родам, числам,
склонениям, для глаголов — по вопросам, временам, спряжениям).
Практическая работа: определение грамматических признаков имён
существительных.
Упражнение: соотнесение слов и наборов их грамматических характеристик.
Работа в парах: группировка имён существительных по разным основаниям.
Упражнение: нахождение в тексте (например, в поэтическом) имён
существительных с заданными грамматическими характеристиками.
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных
лишнего имени существительного — не имеющего какого-то из тех
грамматических признаков, которыми обладают остальные слова в группе.
Практическая работа: определение грамматических признаков имён
прилагательных.
Комментированное выполнение задания по соотнесению формы имени
прилагательного с формой имени существительного. Работа в группах: анализ
дидактического текста, поиск ошибок на согласование имён существительных и
имён прилагательных, исправление найденных ошибок. Практическая работа:
определение грамматических признаков глаголов.
Комментированное выполнение задания: соотнесение глаголов и их
грамматических характеристик.
Работа в группах: объединение глаголов в группы по определённому признаку
(например, время, спряжение). Моделирование в процессе коллективной
работы алгоритма определения спряжения глаголов с безударными личными
окончаниями, следование данному алгоритму при определении спряжения
глагола.
Совместное выполнение задания: анализ текста на наличие в нём глаголов,
грамматические характеристики которых даны. Работа с таблицей, обобщающей
результаты работы с грамматическими характеристиками глаголов: чтение
13
7.
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы по
теме:
«Синтаксис»
Синтаксис
(26 ч)
таблицы, дополнение примерами.
Наблюдение за наречиями: установление значения и особенностей
употребления наречий в речи. Практическая работа: проведение
морфологического анализа имён существительных, имён прилагательных,
глаголов по предложенным в учебнике алгоритмам. Дифференцированное
задание: поиск ошибок в проведении разбора слова как части речи.
Практическая работа: соотнесение понятия (склонение,
спряжение, неопределённая форма и т. д.) с его краткой характеристикой
Русский язык – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Русский язык – 4 класс -Учи.ру (uchi.ru)
Русский язык – 4 класс -Яндекс.Учебник (education.yandex.ru)
Русский язык – 4 класс -ЯКласс (yaklass.ru)
Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение,
осознание их сходства и различий;
виды предложений по цели
высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные);
виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и
невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых вопросов)распространённые
и нераспространённые
предложения. Предложения с
однородными членами: без союзов,
с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Интонация перечисления
в предложениях с однородными
членами. Простое и сложное
предложение (ознакомление).
Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а,
Учебный диалог, в ходе которого сравниваются предложение, словосочетание,
слово, обосновываются их сходство и различия.
Работа в группах: классификация предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске.
Наблюдение за различиями простых и сложных предложений.
Упражнение: группировка предложений по определённому признаку.
Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками.
Работа с таблицей: по горизонтали в строках вид по эмоциональной окраске, по
вертикали в столбцах вид по цели высказывания, подбор примеров для ячеек
таблицы.
Совместный анализ алгоритма синтаксического разбора предложений,
отработка проведения разбора по предложенному алгоритму.
Практическая работа: соотнесение изученных понятий (однородные члены
предложения, сложное предложение) с примерами
14
8
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы по
теме:«Орфогр
афия и
пунктуация»
Орфография
и пунктуация
(37 ч)
но; бессоюзные сложные
предложения (без называния
терминов)
Русский язык – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Русский язык – 4 класс -Учи.ру (uchi.ru)
Русский язык – 4 класс -Яндекс.Учебник (education.yandex.ru)
Русский язык – 4 класс -ЯКласс (yaklass.ru)
Повторение правил правописания,
изученных в 1—3 классах.
Формирование орфографической
зоркости: осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове. Использование
орфографического словаря для
определения (уточнения)
написания слова. Формирование
действия контроля при проверке
собственных и предложенных
текстов. Ознакомление с
правилами правописания и их
применение: • безударные
падежные окончания имён
существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие,
-ия, а также кроме собственных
имён существительных на -ов, -ин, ий); • безударные падежные
окончания имён прилагательных.
Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению
орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация
последовательности действий по проверке изученных орфограмм.
Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе
орфографических правил, следование составленным
алгоритмам. Комментированное выполнение анализа текста на наличие в нём
слов с определённой орфограммой. Упражнение на развитие контроля:
установление при работе с дидактическим текстом соответствия написания
слов орфографическим нормам, нахождение орфографических ошибок. Работа
в группах: нахождение ошибок на применение способа проверки орфограммы;
ошибок в объяснении выбора
буквы на месте орфограммы. Работа в парах: группировка слов по месту
орфограммы. Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы. Работа в
группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными
правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить
нельзя.
Моделирование предложений, включающих слова с непроверяемыми
орфограммами. Оценивание собственного результата выполнения
орфографической задачи, корректировка с помощью учителя своих
действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под
диктовку.
Проектное задание: составление собственного словарика трудных слов (тех,
написание которых не удаётся сразу запомнить, при написании которых
регулярно возникают сомнения и т. д.). Создание ситуации для оценки своих
возможностей: выбор упражнений на закрепление орфографического
материала.
15
9
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы по
теме:
«Развитие
речи»
Развитие
речи (8 ч)
*мягкий знак после шипящих на
Проблемная ситуация, требующая использования дополнительных источников
конце глаголов в форме 2-го лица
информации: уточнение написания слов по орфографическому словарю (в том
единственного числа
числе на электронном носителе).
наличие или отсутствие мягкого
Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным
знака в глаголах на -ться и -тся;
количеством включённых в них словарных слов.
•• безударные личные окончания
Проектное задание: составление собственных текстов диктантов на заданную
глаголов; знаки препинания в
орфограмму или набор орфограмм.
предложениях с однородными
Самоконтроль правильности записи текста, нахождение неправильно
членами, соединёнными союзами
записанных слов и исправление собственных ошибок.
и, а, но, и без союзов.
Устное высказывание при обосновании правильности написания, при
Наблюдение за знаками
обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом
препинания в сложном
предложении, состоящем
из двух простых. Наблюдение за
знаками препинания в
предложении с прямой речью
после слов автора
Русский язык – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Русский язык – 4 класс - Учи.ру (uchi.ru)
Русский язык – 4 класс - Яндекс.Учебник (education.yandex.ru)
Русский язык – 4 класс -ЯКласс (yaklass.ru)
Повторение и продолжение
работы, начатой в предыдущих
классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо,
поздравительная открытка,
объявление и др.); диалог;
монолог; отражение темы
текста или основной мысли в
заголовке.
Корректирование текстов
(заданных и собственных) с учётом
точности, правильности, богатства
Работа в группах: анализ текста, обоснование целесообразности выбора
языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Работа в парах:
анализ дидактического текста и нахождение в нём смысловых ошибок.
творческие задания: создавать устные и письменные тексты разных типов
(описание, рассуждение, повествование).
Практическая работа: выбор соответствующего заданной ситуации жанра и
написание письма, поздравительной открытки, записки. Творческое задание:
составление текстов разных типов
(описание, повествование, рассуждение) на одну и ту же тему. Практическая
работа: написание отзыва на прочитанную книгу. Работа в группах:
корректировка дидактического текста, в котором допущены смысловые
ошибки. Совместное выполнение задания: анализ текстов по критериям:
16
и выразительности письменной
речи.
Изложение (подробный устный и
письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ
текста). Сочинение как вид
письменной работы. Изучающее,
ознакомительное чтение. Поиск
информации, заданной в тексте в
явном виде. Формулирование
простых выводов на основе
информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и
обобщение
содержащейся в тексте
информации
правильность, богатство, выразительность.
Анализ собственных действий при работе над изложениями и сочинениями,
соотнесение своих действий с предложенными алгоритмами Творческое
задание: подготовка небольшого публичного выступления
17
Воспитательный потенциал урока
Воспитательная компонента каждого урока позволит:
устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками);
привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей
социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и
др.,
организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
18