МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
______________Мальцева
Н.В.
Протокол №1
от "29" августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по
Директор
УВР
______________Кутенкова Г.Н. ____________Мальцева Н.В.
Протокол №1
Приказ №100
от "29" августа 2022 г.
от "30" августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составители: Борейко Ольга Петровна,
Мамона Мария Михайловна,
Матюк Анастасия Витальевна,
Чернюгова Арина Дмитриевна
учителя начальных классов
Новошахтинск 2022
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№
Название раздела программы
страница
1
Введение
2-6
2
Пояснительная записка
6-7
3
Место учебного предмета в учебной плане
4
Содержание учебного предмета*
7-8
5
Планируемые результаты учебного предмета*
9-10
7
(Личностные)
6
Планируемые результаты учебного предмета*
10-11
(Метапредметные)
7
Планируемые результаты учебного предмета*
11-12
(Предметные)
8
Тематическое планирование*
9
Воспитательный потенциал урока
14-16
17
_________________________________________________________________
* Раздел является обязательной структурной единицей рабочей программы
1
ВВЕДЕНИЕ
Цели изучения учебного курса «Окружающий мир»
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям
и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих
целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании данного учебного предмета;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление
уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками
мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил
построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических
норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в
соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного
проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения
к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их
взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент,
моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление,
запоминание, обобщение и др.)
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном
пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия,
существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинноследственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и
сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего
продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные
дидактические
принципы:
научности,
доступности,
систематичности,
2
последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа
мира, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт
интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено
диалектическое единство системы «природа-человек-общество». Сведения о каждой
составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к
различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы
географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция
этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления
о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены
в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей
научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В
связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе
и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное
понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также
различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности
человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с
использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития
человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого
человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические
знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на
формирование.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовнонравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за
счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества
детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается
как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека.
Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями,
их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в
необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам
владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию
эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не
только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую
ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных
заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию,
установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития
наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом,
чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных
пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями,
характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной
грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями,
словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и
обмениваться ею.
3
Принцип
гуманитаризации
реализуется
через
расширение
социальной
составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового
образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях
культуры; воспитание у обучающихся уважения к истории родной страны и бережного
отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного
наследия и необходимости его охраны.
Принцип
вариативности
предусматривает
реализацию
дифференциации,
обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип
реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и
вариативной части.
Инвариантная(основная) часть содержит новый материал и задания для его
первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума
содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки
обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания
детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом
начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для
дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения
полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки
заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части
занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая
работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня
развития воображения и нестандартного мышления у обучающихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших
школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки
содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также
и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли
главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном
общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся
более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят
групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды
наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром
используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты,
проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является
вооружение обучающихся методом познания, подведение их к осознанию способности
человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира.
Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится
экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой
гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся
наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы.
Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями,
газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе
выполнения различных практических работ. Обучающимся предлагаются работы с
планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы,
рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические
работы.
4
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру
природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами,
выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые
модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в
коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с
этим ряд заданий предусматривает деятельность обучающихся в парах постоянного и
сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения,
решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в
дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе
изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и
ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных
компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место
выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего
используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и
систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу
«Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются урокиэкскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их
изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой.
Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о
предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления
используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и
практических умений.
Уроки - практические занятия связаны с организацией работ учащихся с
объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные
предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них.
Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под
руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда
педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за
сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности.
Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для
непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны
овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее
обучение, так и определяют зону ближайшего развития обучающихся - знания и умения,
которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы
благодаря своей любознательности и способностям.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в
усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем
звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных
(общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые
способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир»
обучающиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных
жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и
задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые
5
результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и
информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам
поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки
других людей в соответствии с этими нормами.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в
природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического
сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к
природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и
выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства,
сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни
в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном
здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом
которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к
себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
Отечеству.
Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по окружающему миру для 4 класса
разработана на основе ООП НОО ФГОС– 21с использованием УМК «Планета знаний»
под редакцией И. Петровой и авторской программы Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова по
окружающему миру 4 класс, (О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова - М.: АСТ: Астрель; 2017 г.) в
соответствии с положениями:
• Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября
6
•
•
•
•
•
•
•
2013г. №26-3С(с изменениями и дополнениями);
Приказа Минпросвещения России от 06.10.2009 года № 373 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями);
Приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от 28.09.2020
№28
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ №7;
Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором
учтены особенности образовательного учреждения, образовательные
потребности и запросы участников образовательных отношений.
МЕСТОУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа ориентирована на изучение окружающего мира на базовом
уровне. Согласно учебному плану на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 68
часов из расчета 2 ч. в неделю. Программа будет реализована за 66 часов, так как так как
согласно расписанию уроков, на 2022-2023 учебный год происходит потеря учебных
часов, приходящихся на 24.02.2023, 08.03.2023, ,объявленных Постановлением
Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2023 году» от 29.08.2022 N 1505,
праздничными днями.
Недостающие часы будут компенсированы за счет уплотнения материала по теме
«История нашей Родины» с 37 часов до 35 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа: Наш край, Наша Родина на планете Земля
1.Наш край (17 ч)
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды.
Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и
условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм
поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их
приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на
природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных,
технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с
растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
7
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
2. Наша Родина на планете Земля (14 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на
Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки,
Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы
России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона,
степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их
приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны.
Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной
зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного
равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за
будущее планеты Земля.
Человек и общество. История нашей Родины (35ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи,
находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории
государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы
древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь
Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии
Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и
нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В.
Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и
создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец
М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель.
Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой
Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной
жизни.
Ближние и дальние соседи России.
8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира в 4 классе даёт возможность обучающимся достичь
следующих результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине
- России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,
в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в
том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира;
9
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи
и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во
времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к
экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая
и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое,
причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в Интернет (с помощью учителя);
10
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные
универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои
действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и
жизни.
3) Самооценка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их. Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы
11
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа
и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
- показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
- показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
- находить место изученных событий на «ленте времени»;
- знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
- соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и
периодами истории России;
- рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего
региона;
- проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов,
следуя правилам безопасного труда;
- распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и
известных характерных свойств;
- использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений
и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных
изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
- называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и
за рубежом (в пределах изученного);
- называть экологические проблемы и определять пути их решения;
- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
- использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
- соблюдать правила нравственного поведения на природе;
- осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;
- соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых
центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
- соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде;
-осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной
информации в Интернете.
12
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема, раздел курса,
количество часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по теме:
«Человек и природа»
Человек и природа:
Наш край (17ч),
Наша Родина на
планете Земля (14ч)
Предметное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся.
Окружающий мир – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Окружающий мир - 4 класс – Яндекс Учебник (https://education.yandex.ru)
Окружающий мир - 4 класс – Uchi.ru (https://uchi.ru/teachers/lk/main)
Формы земной поверхности: равнины, горы,
холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного
края (краткая характеристика на основе
наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро,
пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки
и озёра России, моря, омывающие её берега,
океаны. Использование человеком водоёмов и
рек. Водоёмы и реки родного края: названия,
краткая характеристика. Наиболее значимые
природные объекты списка Всемирного
наследия в России и за рубежом. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира.
Международная Красная книга (3—4 примера).
Правила нравственного поведения в природе.
Природные зоны России: общее представление
об основныхприродных зонах России: климат,
растительный и животный мир, особенности
труда и быта людей, охрана природы. Связи в
природной зоне
13
Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие
реки и озёра; моря, омывающие Россию.
Описание объектов родного края: название, место расположения,
общая характеристика.
Учебный диалог по теме, например, «Как люди используют
водоёмы и реки для хозяйственной деятельности».
Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные
объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом
(например, в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы
Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога
гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам);
национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия). Обсуждение
результатов проектной деятельности по теме, например, «Объекты
Всемирного наследия в России и в мире».
Рассказ учителя о Международной Красной книге. Работа в группах
по теме, например, «Составление памятки «Правила поведения в
природе»
Учебный диалог по теме, например, «Почему меняются природные
зоны?». Коллективное формулирование вывода: причиной смены
природных зон является разная освещённость Солнцем поверхности Земли. Работа с текстом учебника: особенности разных
природных зон. Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме,
например, «Какие организмы обитают в природных зонах»,
составление рассказа-рассуждения по теме, например, «Как
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по теме:
«Человек и
общество»
Человек и общество.
История нашей
Родины (35 ч)
животные приспосабливаются к условиям жизни». Учебный диалог
по теме, например, «Экологические связи в природной зоне».
Моделирование характерных цепей питания в изучаемой природной зоне.
Рассказ учителя об освоении природных богатств в природных
зонах и возникших вследствие этого экологических проблемах.
Работа в группах: создание описания одной из природных зон по
самостоятельно составленному плану (с использованием
дополнительной информации, в том числе из Интернета)
Окружающий мир – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Окружающий мир - 4 класс – Яндекс Учебник (https://education.yandex.ru)
Окружающий мир - 4 класс – Uchi.ru (https://uchi.ru/teachers/lk/main)
История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды:
государство Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда; духовнонравственные и культурные традиции людей в
разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители
базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного
культурного наследия в России и за рубежом
(3—4 объекта). Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего края.
Правила нравственного поведения, культурные
традиции людей в разные исторические
14
Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест
важнейших исторических событий в жизни России. Обсуждение
рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре
Древней Руси. Экскурсия в художественный музей (при наличии
условий), просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других
материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в
Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века»,
«Московское государство», «Искусство XIX века», «Искусство XX
века» (по выбору).
Учебный диалог по теме, например, «Как выполняли свой долг
защиты Отечества в разные исторические времена граждане России
(на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной
войны (1941—1945 гг.)».
Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов
учебников (по выбору) на тему «ОбъектыВсемирного культурного
наследия в России и за рубежом». Рассказ учителя о памятниках
Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль,
памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена,
времена.
Колизей в Риме, Акрополь в Греции). Учебный диалог по теме,
например, «Как охраняются памятники истории и культуры».
Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного
наследия России (дифференцированное задание)
Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя. Играсоревнование по теме, например, «Знаем ли мы свой родной край?».
Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края.
Обсуждение докладов и презентаций учащихся
(дифференцированное задание) по теме, например, «Мой родной
край».
Учебный диалог по теме, например, «Государственные праздники
России». Работа в парах по теме, например, «Рассказ о любом
празднике РФ или своего региона»
15
Воспитательный потенциал урока
Воспитательная компонента каждого урока позволит:
устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, активизации их познавательной деятельности;
побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками);
привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, организовывать работу детей социально значимой
информацией – обсуждать, высказывать мнение;
использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры,
дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.,
организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками;
инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
16