РП НОО изобразительное искусство 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Управление образования Администрации города Новошахтинска

МБОУ СОШ № 7

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Мальцева Н.В.

______________Кутенкова Г.Н.

______________Мальцева Н.В.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №100

от "29" августа 2022 г.

от "29" августа 2022 г.

от "30" августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Изобразительное искусство»

для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составители: Борейко Ольга Петровна,
Мамона Мария Михайловна,
Матюк Анастасия Витальевна,
Чернюгова Арина Дмитриевна
учителя начальных классов

Новошахтинск 2022

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

№

Название раздела программы

страница

1

Введение

3-4

2

Пояснительная записка

4-5

3

Место учебного предмета в учебной плане

4

Содержание учебного предмета*

5-6

5

Планируемые результаты учебного предмета*
(Личностные)

6-7

6

7-8

8

Планируемые результаты учебного предмета*
(Метапредметные)
Планируемые результаты учебного предмета*
(Предметные)
Тематическое планирование*

9

Воспитательный потенциал урока

7

5

9-11
12-15
15

_________________________________________________________________
* Раздел является обязательной структурной единицей рабочей программы

Введение
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его
уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и
творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного
мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных
объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными
предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное
искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного
типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей
личности.
Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоциональноценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение
опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой
деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем
станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке,
искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует
необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами,
понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие
художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес
учащихся к художественному творчеству.
. Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовнонравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка,
формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших
школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их
эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоциональноценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоциональноценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности
помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут
основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке,
искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельный и проблемный подходы в обучении искусству диктует
необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами,
понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие
художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес
учащихся к художественному творчеству.

Цели изучения учебного курса «Изобразительное искусство»
-приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества
и духовной культуры;
-освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном,
декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном
окружении ребёнка;
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических
чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям,
героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета
«Изобразительное искусство»:

-эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на
эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы,
развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на
отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
-ценностно-ориентационная
функция,
позволяющая
учащимся
использовать
приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в
художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовнонравственным и эстетическим критериям;
-арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний
и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
-информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного
информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов
информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

Задачи :
-сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в
жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
-сформировать познавательный интерес и положительное отношение к
изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре
и дизайну;
-ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
- сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое
отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством;
-сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том
числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и
декоративно- прикладного искусства;
-сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры,
умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
-обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции,
лепки;
- обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
-обучить
основам
дизайна (элементам проектирования, конструирования,
макетирования и моделирования; чувству стиля);
-развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к
окружающему миру;
-обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет,
колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания
художественного образа;
-обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры
человека на плоскости или в объёме;
-развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память,
пространственные представления, изобразительные способности;
-развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству для 4 класса с
использованием УМК «Планета знаний» под редакцией И. Петровой и авторской
программы Н.М. Сокольниковой, С.П. Ломова по изобразительному искусству 4 класс,

(Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов «Изобразительное искусство»-М.: АСТ: Астрель; 2018 г.)
в соответствии с положениями:
•
Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября
2013г. №26-3С(с изменениями и дополнениями);
• Приказа Минпросвещения России от 06.10.2009 года № 373 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями);
• Приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от 28.09.2020
№28
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ №7;
• Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
• ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
• Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором
учтены особенности образовательного учреждения, образовательные
потребности и запросы участников образовательных отношений.

Место предмета в учебном плане
Рабочая программа ориентирована на изучение изобразительного искусства на
базовом уровне. Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства в 4
классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.Программа будет реализована за 33 часа,
так как согласно расписанию уроков на 2022-2023 учебный год происходит потеря учебного
часа, приходящегося на 24.02.2023, объявленных Постановлением Правительства РФ «О
переносе выходных дней в 2023 году» от 29.08.2022 № 1505,праздничными днями.
Недостающий час будет компенсирован за счет уменьшения количества часов на
изучение темы: «Декоративное искусство» (с 8 часов до 7 часов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. «Мир изобразительного искусства» (15 ч)
«Путешествие в мир искусства»).
Знакомство с необычными художественными музеями.
«Виды и жанры изобразительного искусства».
Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж.
Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.
2. «Мир декоративного искусства» (7 ч)
Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь.
Художественный металл. Художественный текстиль.

3. «Мир народного искусства» (6 ч)
Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости.
Тульские самовары и пряники. Народный костюм.
4. «Мир архитектуры и дизайна» (3 ч)
Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма.
Фитодизайн.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНЕОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к
российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
-уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
-ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные
позиции и социально значимые личностные качества;
-духовно-нравственное развитиеобучающихся;
- мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в
социально-значимой деятельности;
-позитивный опыт участия в творческой деятельности;
-интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным
традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания
традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в
декларативной форме, а в процессе ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1—4 классы 19
восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к
жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям
отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию
особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов.
Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественнотворческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению
чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем
художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере,
концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания
направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоциональнообразной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести
социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту
самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально
значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и
безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию
ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к
их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному
наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при
выполнении заданий культурно-исторической направленности
. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических
чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей
среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой
работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания
реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат,
упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны
также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять
коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по
программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные
представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать
плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить
ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать
пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать
форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в
пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить
тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в
пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские,
экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных
художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в
процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять
исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок
в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и
продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для
получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного

мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических
категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим
учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаковосимволические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в
жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в
качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы
как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь
работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для
получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства,
справочники,
художественные
альбомы
и
детские
книги;
анализировать,
интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить
информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах:
рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия
по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные
художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве
особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями,
между народами; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное
отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников
общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих
позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта; анализировать произведения детского художественного
творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной
учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности
сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по
достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны
овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи,
поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при
выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы,
сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
• различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный,
бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика
(книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;
• называть ведущие художественные музеи России и мира;
- различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета,
тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи
и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах;
иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
• правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические
материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами,
фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные
приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы
применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами
(акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);
•выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и
воображению в разных художественных техниках;
•изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека,
фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
•передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
•использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры
человека;
•изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и
воздушной перспективы;
•передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать
последовательность событий, выделять композиционный центр;
•определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных
художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, ПолховМайдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино,
Павловский Посад и др.);
•изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;
•выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные
макеты;
• выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через
создание художественного образа.
Учащиесяполучат возможность научиться:
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно- прикладного искусства) с целью выявления средств художественной
выразительности произведений;
• узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и
зарубежных художников;
• использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов;
подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу,
выразительно использовать их в творческой работе;
• использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративноприкладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
• передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
• моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;

• выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
• различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов
России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной
технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия,
выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства,
зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии
её изготовления;
• использовать стилизацию форм для создания орнамента;
• оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении
репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев
изобразительного искусства, народного творчества и др.
метапредметномнаправлении к концу 4 класса будут сформированы УУД:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
• планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
• следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и
алгоритмам, описывающим стандартные действия;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании
художественно- творческой работы;
• определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты
собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественнотворческих задач;
• осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной
художественно-творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих
работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественнотворческой работы с учётом разных критериев.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную
познавательную литературу справочного характера;
• наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное
состояние;
• использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
• устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время
суток, при различной погоде);
• различать многообразие форм предметного мира;
• сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям,
классифицировать их по видам и жанрам;
• группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и
эмоциональному состоянию;
• выполнять несложные модели дизайнерских объектов;
• выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами,
последовательность событий;
• конструировать по свободному замыслу.
Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя
справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
• анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и
материалы, применяемые для создания декоративного образа;
• моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при
выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;
• сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;
• использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики,
живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной
художественно- творческой деятельности;
• понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной
декорации, созданной художником;
• узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественновыразительным средствам;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при
создании художественно-творческой работы в группе;
- договариваться и приходить к общему решению;
• владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных
промыслах народов России;
• владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение,
приводить примеры.
Учащиеся получат возможность научиться:
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной
выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации
работы в группе;
• аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при
выработке решений творческих задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема, раздел
курса,
количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«Мир
изобразительного
искусства»

Мир
изобразительно
го искусства
15ч

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Изобразительное искусство – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)

Произведения
анималистического
жанра.
Произведения исторического жанра.
Произведения батального жанра.
Произведения бытового жанра.
Портрет. Пейзаж. Натюрморт.
Книжная графика.
Искусство каллиграфии.

Ознакомиться с выдающимися произведениями анималистического жанра.
Анализировать приёмы изображения объектов.
Рисовать общий контур животного. Соблюдать пропорции фигуры и её части.
Выполнять цветовое решение рисунка (акварель).
Знакомиться с выдающимися произведениями исторического жанра.
Выражать собственное отношение к героизму защитников Отечества
Знакомиться с выдающимися с произведениями художников баталистов.
Решать творческую задачу продумать композицию «Богатырское сражение»
(цветные карандаши, акварель). Уметь рисовать эпизод исторического сражения
или битвы;рисовать композицию «Семейное чаепитие»; натюрморт с двумя
книгами.
Познакомится с пропорциями фигуры человека.
Решать творческую задачу: наметить пропорции фигуры человека и схему
движения.
Познакомиться с пропорциями лица человека: длина глаз. Волос, основание
носа и др. Научиться передавать (графически) эмоции на лице.
Изучить способы изображения книги.
Изображать глубину пространства
на плоскости с помощью элементов
линейной перспективы.Наблюдать природу и природные явления, различать их
характер.Решать творческую задачу: рисовать на альбомном листе композиции

по выбору.
Знакомиться с каллиграфией как видом искусства.
Декорировать с помощью каллиграфических знаков петелек и др. на
тонированной бумаге пером или тушью зайчика или слона. Знакомиться с
компьютерной графикой как видом искусства.
Ориентироваться в учебнике.
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«Мир
декоративного
искусства»

Мир
декоративного
искусства 7ч.

Изобразительное искусство – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)

Произведения
керамики.
Произведения
стекла.
Произведения
металла.
Произведения
текстиля.
Орнамент.

из

художественной

из

художественного

из

художественного

из

художественного

Различать керамику тонкую (фаянс, фарфор) и грубую.Решать творческую
задачу:
лепить,
расписывать и
декорировать
скульптуру
(глина
или пластилин).Различать керамику тонкую (фаянс, фарфор) и грубую,
анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в
иллюстрациях.
Познакомить с мастерством стеклодувов. Искать информацию о составе стекла
и способах изготовления изделий из него.
Выполнить
эскиз
фонарей
или
нарисовать
чугунную
ограду с
кружевными узорами (карандашом, фломастером, (белый или цветной фон).
Анализировать приёмы
изображения объектов. Познакомиться с ручной
росписью ткани, традициями и видами батика.
Узнать о технологии изготовления валенок. Познакомиться с музеем валенок.
Выполнить сетчатый орнамент. Анализировать средства выразительности в
произведениях декоративного искусства. Прослеживать взаимосвязь формы и
материала.
Ориентироваться в учебнике.
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока.
Сравнить декоративные скульптуры В.А. Смирнова «Пара чая», выполненные в
керамике и стекле.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«Мир
народного
искусства»

Мир народного
искусства6ч

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«Мир
дизайна и
архитектуры»
Мир дизайна и

Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и
материалы, применяемые для создания декоративного образа.
Изобразительное искусство – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)

Анализировать приёмы изображения, средства выразительности и материалы,
применяемые для создания лаковых миниатюр. Находить отличия между
традиционными школами миниатюрной живописи.
Повторить элементы орнамента вологодского кружева (белая гуашь, цветной
фон).
Произведения народного искусства:
Отличать работы холмогорских и чукотских мастеров — резчиков по кости.
лаковая миниатюра,
Выполнить эскизы русских народных костюмов.Знакомство с традиционным
русское кружево,
русским женским костюмом, русским мужским костюмом, обувью, с
резьба по кости,
традициями одежды народов Севера и Кавказа.
народный костюм,
Нарисовать эскиз подарочного пряника в тульских традициях.Лепить самовар
тульские самовары и пряники.
из глины (пластилин) и рисовать пряничные доски.
Ориентироваться в учебнике.
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока.
Развитие творческих способностей.
Группировать, сравнивать произведения народного искусства.
Изобразительное искусство – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)

Бионические формы в архитектуре и
дизайне.

Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и
материалы, применяемые для создания образа. Выполнять эскизные проекты,

архитектуры3ч

Дизайн костюма.
Фитодизайн.

конструировать мебель и светильники. Проследить взаимосвязь формы и
функции объекта, то есть его назначения. Конструировать из плотного картона.
Выполнить эскизы моделей современной одежды. Анализировать средства
выразительности и материалы. Использовать приёмы акварельной живописи.
Сделать лесных человечков или зверюшек из шишек, веток и др.
Ориентироваться в учебнике.
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока.

Воспитательная компонента каждого урока позволит:
 устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
 побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками);
 привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей социально значимой
информацией – обсуждать, высказывать мнение;
 использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
 применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.,
 организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
 инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».