МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Мальцева Н.В.
______________Кутенкова Г.Н.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________Мальцева Н.В.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №100
от "29" августа 2022 г.
от "29" августа 2022 г.
от "30" августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составители: Борейко Ольга Петровна,
Мамона Мария Михайловна,
Матюк Анастасия Витальевна,
Чернюгова Арина Дмитриевна
учителя начальных классов
Новошахтинск 2022
1
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№
Название раздела программы
страница
1
Введение
3-7
2
Пояснительная записка
7-8
3
Место учебного предмета в учебной плане
4
Содержание учебного предмета*
5
Планируемые результаты учебного предмета*
(Личностные)
9
6
Планируемые результаты учебного предмета*
(Метапредметные)
9-11
7
Планируемые результаты учебного предмета*
(Предметные)
11
8
Тематическое планирование*
9
Воспитательный потенциал урока
8
8-9
12-14
15
_________________________________________________________________
* Раздел является обязательной структурной единицей рабочей программы
2
ВВЕДЕНИЕ
Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и
предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В
программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов
России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской
профессиональной музыки. Особое внимание уделено повышению роли художественного, в
том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры
личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и
национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств
искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры
межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных
функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к
различным группам обучающихся, в том числе – к одаренным детям.
Главная цель музыкального образования – формирование и развитие музыкальной
культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Достижение данной цели предусматривает:
формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших
школьников: приобретение опыта музыкально - слушательской деятельности и новых
музыкальных впечатлений;
формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных
эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки,
шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание
музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных
музыкальных произведений, их художественно - образного содержания, выразительных
средств и др.;
формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся:
приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного
музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных
видах музыкально - исполнительской деятельности, певческих умений и навыков,
первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с
традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено
применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных
инструментов;
формирование и развитие музыкально - творческой культурыличности, неразрывно
связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в
самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в
интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально инструментальным, музыкально - танцевальным, музыкально - драматическим и др.)
импровизациям, к разработке музыкально - творческих проектов;
формирование и развитие музыкально – информационной культуры личности:
воспитание музыкально - познавательных потребностей и интересов, приобретение основ
музыкально - теоретических и музыкально – исторических знаний, а также первоначальных
навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных
источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев,
СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми
доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе
выполнения разнообразных музыкально - терапевтических упражнений (например, развитие
певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих
3
навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие
музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов
музыкальной терапии).
Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры
личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности (музыкальными
потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной
деятельности).
Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры
личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её
способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития
музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.
К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную
память, чувство ритма, певческие данные и др.
Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются
творческие способности, необходимые для любой созидательной, креативной деятельности
человека, для принятия им новых, нестандартных решений в различных сферах жизни и
получения новых, общественно - значимых результатов. Музыкальное образование обладает
большим педагогическим потенциалом для формирования и развития творческих
способностей личности.
Ядро культуры личности составляют духовно - нравственные ценности и идеалы, в
которых проявляются духовные способности. Именно эти способности прежде всего
определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе,
культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учёбе, художественному
творчеству и т. д.). Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют процесс и
результаты творческой деятельности высшими духовно - нравственными смыслами,
одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.
Цели изучения учебного курса «Музыка»
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное
восприятие музыки;
• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности:
пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально пластическом движении и импровизации.
Основными компонентами музыкальной культуры личности являются:
Музыкально – информационная культура;
Культура музыкального восприятия;
Музыкально – исполнительская культура;
Музыкально – релаксационная культура.
Содержание и уровень развития каждого из этих компонентов неразрывно связаны с
характеристиками музыкальной направленности личности (музыкальными потребностями,
интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).
Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры
личности обучающегося является выявление и развитие способностей.
4
Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных,
творческих и духовных способностей обучающихся.
Музыкальные способности:
- музыкальный слух;
- музыкальная память;
- чувство ритма;
- певческие данные.
Творческие способности могут эффективно развиваться в процессе музыкального
образования. В программе предлагаются творческие задания и вопросы, позволяющие
формировать воображение, творческое мышление, потребность в самовыражении и
самореализации, а также самостоятельной поисковой и авторской музыкальной
деятельности.
Ядро культуры личности составляют духовно - нравственные ценности и идеалы, в
которых проявляются духовные способности личности. Эти способности определяют
отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию,
различным видам деятельности.
Таким образом, музыкальное образование должно способствовать повышению
культуры личности обучающихся на основе выявления и развития ее музыкальных,
творческих и духовных способностей.
Этому способствует целостная система задач музыкального образования:
Формирование музыкально – информационной культуры личности:
- воспитание музыкально – познавательных потребностей и интересов;
- приобретение основ музыкально – теоретических и музыкально - исторических
знаний;
-приобретение первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном
искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов,
музыкальных музеев и т.д.)
Формирование культуры музыкального восприятия:
- приобретение опыта музыкально – слушательской деятельности и новых
музыкальных впечатлений;
- формирование потребности в восприятии музыки;
- воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;
- развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики;
- воспитание музыкального вкуса;
- освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных
произведений, их художественно – образного содержания, выразительных средств.
Формирование и развитие музыкально – исполнительской культуры
обучающихся:
- приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного
музицирования;
- выявление и развитие музыкальных способностей, обучающихся;
- потребности в различных видах музыкально – исполнительской деятельности,
элементарных певческих умений и навыков;
- навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших
народных инструментах.
Формирование музыкально – релаксационной культуры:
- освоение детьми приемов снятия психологического и мышечного напряжения в
процессе выполнения разнообразных музыкально – терапевтических упражнений (развитие
певческого дыхания с использованием методов звукотерапии, развития музыкального
восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной
терапии).
5
Формирование и развитие творческих способностей обучающихся, потребности в
самостоятельной музыкально – творческой деятельности, первоначальных навыков
музыкальной композиции.
Формирование и развитие духовных способностей личности средствами
музыкального искусства, системы духовно – нравственных ценностей и идеалов,
потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и
самореализации.
В основе программы лежит междисциплинарный и личностно – ориентированный
подход, который рассматривается в нескольких аспектах:
Аксиологический контекст, способствует вытеснению из сознания ребенка
антигуманных, безнравственных образов и идеалов, которые не свойственны культурно исторической психологии, и замещению их лучшими образцами и идеалами отечественной
культуры.
Психологический контекст позволяет осуществить психологическую диагностику
личности ребенка в условиях музыкально – образовательного процесса, выявлять и
корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психологопедагогическую эффективность уроков музыки.
Семантический контекст обеспечивает обновление и систематизацию традиционного
пространства уроков музыки.
Исторический контекст позволяет показать взаимосвязь историко-культурных
традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох,
цивилизаций, народов и стран.
Культурологический и этнокультурный контекст обеспечивают формирование у
детей первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных
произведений, музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных
средах.
Информациологический
контекст, предполагает формирование у детей
первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом
информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других
электронных средств в трансляции музыкальной информации.
Экологический контекст, предусматривает формирование и развитие у обучающихся
средствами музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и
многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите.
Художественно – эстетический контекст создает условия для формирования у детей
средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и
жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры
личности.
Арт – терапевтический контекст дает возможность формировать у детей музыкально
– релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в
интеграции с другими видами искусства.
В программе для 4 – го класса отражена главная цель – формирование и развитие
музыкальной культуры обучающихся как одна из составных частей общей культуры
личности.
Задачи:
А) Формирование музыкально – информационной культуры, основ музыкальных
знаний о звуковой природе музыкального искусства;
- общих представлений о том, что такое музыкальный звук, звукоряд, ритм, мелодия,
мелодический и ритмический рисунок, темп, тембр, регистр, музыкальная интонация,
изобразительность и выразительность в музыке, песня, танец, марш, опера и балет, народная,
классическая и современная музыка;
- представлений о взаимосвязях музыки и других видов искусств (изобразительное
искусство, хореография, театр, кино) и о роли музыки в жизни человека.
6
Б) Формирования культуры музыкального восприятия умений и навыков вслушиваться
в музыку, различать на слух музыкальные и немузыкальные звуки, а также звучание
народных музыкальных инструментов (свистулек, свирели, бубна) и фортепиано;
- определять на слух музыкально – выразительные средства, использованные
композитором;
- различать песню, танец, марш;
- определять настроение музыки, эмоционально реагировать на музыкальные
произведения;
- узнавать на слух народные песни и произведения композиторов – классиков.
В) Формирование музыкально – исполнительской культуры первоначальных певческих
умений и навыков (певческой установки, дыхания, естественного и мягкого звука, дикции);
- интонационно чистого и ритмически тонкого исполнения попевок и детских песен в
пределах интервала квинта, чистого интонирования ступеней мажорного лада, а именно
цепочек: 1-2-3, 3-2-1, 1-3-5, 5-3-1;
- первоначальных умений и навыков вокальной, музыкально – инструментальной,
музыкально–речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально –
изобразительной импровизации;
- умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора (потешек,
пестушек, прибауток, закличек, игровых и колыбельных песен), а также песен композиторов
– классиков и современных авторов для детей;
Г) Формирование музыкально – релаксационной культуры, умений и навыков
использования музыки для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт –
терапевтических упражнений, музыкальных инсценировок русских народных сказок.
Методологической основой явились труды Л.С. Выготского «Ребенок и его
поведение». Исследования ученых в области теории, методики и практики музыкального
образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, Е.А. Бодина, Н.А. Ветлугина,
Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.В.
Школяр), музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин).
Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных
образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно –
образное содержание музыкальных произведений отражает такие духовно – нравственные
ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих
музыкальных произведениях воплощены традиционные образцы – идеалы человека и такие
качества реальных и сказочных героев как доброта, красота, смелость, находчивость,
сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие,
справедливость.
В таком музыкальном путешествии дети учатся вслушиваться в звуки природных
стихий, голоса животных и птиц, встречаются со сказочными героями, знакомятся с
народными музыкантами, слушают и исполняют народную, классическую и современную
музыку.
Каждая тема содержит несколько уроков, учебный материал делится на инвариантную
и вариативную части, что обеспечивает возможность разноуровневого обучения. Темы
завершаются тренингами и творческими проектами, реализуемыми в различных формах
дополнительного образования.
7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по музыке для 4 класса разработана на основе ООП НОО
ФГОС - 21 с использованием УМК «Планета знаний» под редакцией И. Петровой и авторской
программы Т.И. Баклановой по музыке, 4 класс, ( Т.И. Бакланова «Музыка» -М.: АСТ:
Астрель;2018 г.) в соответствии с положениями:
• Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября
2013г. №26-3С(с изменениями и дополнениями);
• Приказа Минпросвещения России от 06.10.2009 года № 373 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями);
• Приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от 28.09.2020
№28
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ №7;
• Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
• ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
• Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором
учтены особенности образовательного учреждения, образовательные
потребности и запросы участников образовательных отношений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану на изучение музыки в 4 классе отводится 34 часа из расчета 1
час в неделю. Программа будет реализована за 33 часа, так как согласно расписанию
уроков, на 2022-2023 учебный год происходит потеря учебного часа, приходящегося на
23.02.2023 г. объявленных Постановлением Правительства РФ «О переносе выходных
дней в 2023 году» от 29.08.2022 г. N 1505, праздничными днями.
Недостающий час будет компенсирован за счет уменьшения количества часов на изучение
темы «Музыкальное путешествие по России 20 века» (с 9 до 8 часов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В 4 классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим
образовательным маршрутам:
1 «Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки» (9 ч.)
8
- по миру старинной европейской музыки (темы: «Встречи со знаменитыми
композиторами», «В рыцарских замках», «На балах», «На карнавалах»)
2. «Музыкальное путешествие от Руси до России» (7 ч.)
- от Руси до России (темы «Русь изначальная», «Русь православная», «Русь
скоморошья», «Русь сказочная», «Русь былинная», «Русь героическая»);
3. «Музыкальное путешествие по России 20 века» (8 ч.)
- по России ХХ века (темы «У пионерского костра», «Музыка о войне и на войне»,
«Музыка на защите мира», «На космодроме», «На стадионе», «На фестивале авторской
песни»);
4. «В гостях у народов России» (9 ч.)
- в гости к народам России (темы «У колыбели», «На свадьбе», «На фольклорном
фестивале»).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной
и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знаниеГимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традицийсвоего края, музыкальной
культуры народов России; уважениек достижениям отечественных мастеров культуры;
стремлениеучаствовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявлениесопереживания, уважения и
доброжелательности; готовностьпридерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной иучебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству
своего и других народов; умениевидеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностяххудожественной и научной
картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культурыздоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание,
артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического
утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учёбе, настойчивость в достижениипоставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
9
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении предмета
«Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
— сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;
устанавливать основания для сравнения,объединять элементы музыкального звучания по
определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации,классифицировать
предложенные объекты (музыкальныеинструменты, элементы музыкального языка,
произведения,исполнительские составы и др.);
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
— выявлять недостаток информации, в том числе слуховой,акустической для решения
учебной (практической) задачина основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в ситуацияхмузыкального восприятия и
исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально-исполнительских навыков;
— с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений, планировать изменениярезультатов своей музыкальной деятельности,
ситуации совместного музицирования;
— сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи,
выбирать наиболее подходящий (наоснове предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей предмета изучения исвязей между музыкальными объектами и явлениями
(часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствамина основе результатов
проведённого наблюдения (в том числев форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных
явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенномисточнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителемспособа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую,информацию в соответствии
с учебной задачей;
— анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному
чителем алгоритму;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативнымидействиями
Невербальная коммуникация:
10
— воспринимать музыку как специфическую форму общениялюдей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
— выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки(соло или в коллективе);
— передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
— осознанно пользоваться интонационной выразительностью вобыденной речи, понимать
культурные нормы и значениеинтонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоциив соответствии с целями и
условиями общения в знакомойсреде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленнойзадачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
— стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного
восприятия, исполнения музыки;
— переключаться между различными формами коллективной,групповой и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) встандартной (типовой) ситуации на основе
предложенногоформата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективностроить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместнойработы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свойвклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные
образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоленияошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивныхдействий обеспечивает
формирование смысловых установокличности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого ведения,
эмоционального душевного равновесияи т. д.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном
отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
11
— с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных
инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре,
концертном зале;
— сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
— осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать
музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся,
аргументировать свой выбор;
— имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности
в различных смежных видах искусства;
— с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
— стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
12
Тематическое планирование
1
Тема, раздел
курса,
количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы по
теме:
«Музыкальное
путешествие по
миру
старинной
европейской
музыки»
Музыкальное
путешествие по
миру старинной
европейской
музыки. 9 ч
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы по
теме:«Музыкал
Предметное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся.
Музыка – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Музыкальное наследие знаменитых
западноевропейских композиторов: И.С.
Баха, В.А. Моцарта.
Старинные формы музыкальной жизни и
музыкальных увеселениях в рыцарских
замках, царских дворцах, усадьбах, на
городских площадях во время праздников
и карнавалов. Старинная танцевальная
музыка, особенности её музыкально выразительных средств.
Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека.
Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём
внутреннем состоянии.
Слушание произведений, исполнение песен, знакомство с портретами
зарубежных композиторов. Воспринимать музыку различных жанров;
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их
авторов.
Свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев,
оглавления, справочного бюро.
Различать звучание отдельных музыкальных инструментов.
Побывать на виртуальных музыкальных экскурсиях.
Музыка – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
13
2
3
ьное
путешествие от
Руси до Руси»
Слушание вокальных произведений религиозного содержания.
Музыкальное Старинные воинские гимны и марши, их
Диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения,
путешествие от музыкально - выразительные средства и
выразительных средствах.
Руси до Руси. 7ч художественно – образное содержание.
Церковные песнопения, партес, духовные
Просмотр документального фильма о колоколах.
стихи и колокольные звоны.
Просмотр видеозаписи концерта. Слушание музыки, рассматривание
Творчество русских и советских
иллюстраций. Диалог с учителем по темезанятия.
композиторов, создавших музыкальные
Знакомство с произведениями классической музыки, в которых
исторические образы нашей Родины (от
используется образы и сюжеты древнерусских мифов, народных
Древней Руси до современной России),
преданий, сказок и были.
отразивших в своих произведениях образы Исполнять под музыку пластические импровизации с элементами
и сюжеты древнерусских мифов, народных русских народных танцев. Исполнять русские народные песни. Слушать
преданий, сказок и были.
хоровое пение. Искать информацию о русских святых.
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы по
теме:
«Музыкальное
путешествие по
России 20
века.»
Музыкальное
путешествие
по России 20
века. 8 ч
Музыка – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Музыкальное наследие России 20века:
музыка революции, у пионерского костра,
в кинотеатре и у телевизора, музыка о
войне и на войне, музыка на защите мира,
на космодроме, на стадионе, на фестивале
авторской песни.
Слушать произведения, исполнять песни, знакомится с портретами
композиторов, выполнять упражнение арттерапии, дыхательную
гимнастику.
Выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине,
гордость за достижения отечественного музыкального искусства.
уважение к истории и духовным традициям России Понимание
музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер
14
4
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы по
теме: «В гостях
у народов
России.»
В гостях у
народов
России. 9 ч
человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой,
воинской, спортивной) и отражение в ней исторических событий и
личностей.
Музыка – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Музыкальное наследия народов России:
фольклор, фольклористы, фольклорные
коллективы.
Отражение в народной музыке основных
этапов жизни человека.
Диалог с учителем о значении фольклористики. Чтение учебных,
популярных текстов о собирателях фольклора.
Слушание музыки, созданной композиторами на основе народных
жанров и интонаций. Определение приёмов обработки, развития
народных мелодий.
Разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке.
Сравнение звучания одних и тех же
мелодий в народном и композиторском варианте. Обсуждение
аргументированных оценочных суждений на основе
сравнения.Знакомиться с репродукциями картин, слушать и исполнять
песни. Исполнять под музыку пластические импровизации с элементами
народных танцев.
15
Воспитательный потенциал урока
Воспитательная компонента каждого урока позволит:
устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, активизации их познавательной деятельности;
побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками);
привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, организовывать работу детей социально значимой
информацией – обсуждать, высказывать мнение;
использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры,
дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.,
организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками;
инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность
школьников.
17