МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Мальцева Н.В.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Кутенкова Г.Н.
Мальцева Н.В.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №100
от "29" августа 2022 г.
от "29" августа 2022 г.
от "30" августа 2022 г.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Вариант 1
учебного предмета
«Речевая практика»
для 2 класса начального общего
образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Чернильник Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
Новошахтинск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебного курса «Речевая практика» для 2г класса разработана в
соответствии с положениями:
Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013г. №26-3С (с
изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ №7;
Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором учтены особенности
образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников
образовательных отношений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Согласно учебному плану на изучение предмета «Речевая практика» во 2 классе отводится 68 часов из
расчета 2 часа в неделю. Программа будет реализована за 66 часов, так как согласно расписанию
уроков, на 2022-2023 учебный год происходит потеря учебных часов, приходящихся на 24.02.2023,
08.03.2023 г. объявленных Постановлением Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2023
году" от 29.08.2022г. № 1505 праздничными днями. Недостающие часы будут компенсированы за счет
уплотнения материала по темам разделов: «Истории о лете», «Скоро лето».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
Владение речью (в том числе и разговорной) - важнейшее умение, которое спонтанно
формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. К сожалению, для детей с
умственной отсталостью, знакомиться, благодарить, спрашивать, просить, отвечать отказом на
просьбу оказывается весьма сложным.
Речевая практика умственно отсталых детей чрезвычайно бедна и не качественна, а процесс
овладения речью настолько затруднен, что к началу школьного обучения уровень речевого
развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из
учебных предметов.
Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся в
данной программе определены в соответствие с требованиями Стандарта к результатам
образования. Для разработки структуры основной образовательной программы за основу взяты
концептуальные основы специального федерального государственного стандарта.
Программа предусматривает реализацию образовательных программ 1 ступени обучения –
начального общего образования.
Основные концептуальные положения, определяющие содержание образовательной
программы
1. Дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и
развитию каждого ребёнка;
2. Здоровьесберегающая среда в учреждении, способствующая сохранению и укреплению
здоровья всех участников образовательного процесса;
3. Ориентация на обновление методов обучения и воспитания , использование эффективных
современных образовательных, коррекционно-развивающих технологий (или их элементов);
4. Основополагающие педагогические законы: уважение к личности обучающегося, учет
индивидуальности ребенка, стремление оказать ему необходимую поддержку.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
Основная цель предмета «Речевая практика» развитие речевого развития умственноотсталых
школьников, как средства общения, и включение обучающихся в разнообразные формы коммуникации.
Введение в программу предмета «Речевая практика» обусловлена несовершенством речевой
практики учащихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет
включение детей в доступные формы взаимодействия в социуме
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано
решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение
на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
―Формирование первоначальными понятиями и развитие коммуникативно-речевых
навыков;
―Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных
для понимания по структуре и содержанию;
―Развитие навыков устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Формировать выразительную сторону речи
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с
постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за
порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3
слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и
др.(с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в -на , у – за, над
- под, с - на, к - от и др. Например: положи книгу на парту, положи книгу в парту, встань у парты,
зайди за парту, подержи руку над партой, а теперь – под партой и т.д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с
последующим речевым отчетом о действии (Что ты делал?).
Прослушивание заданий, записанных на магнитофонной ленте. Выполнение каждого задания.
Например: Наташа, подойди к доске и напиши свое имя; Миша, выйди к доске и допиши её
фамилию; Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свое имя и свою фамилию и т.д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений,
содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы:
Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку.; Дети слепили во дворе
снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи.
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы). Заучивание
чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке (сначала - двух Егорок, потом – трех на
одном выдохе (Как на горке на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием
силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой
ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое
использование
в
речевых
ситуациях
соответствующего
тона
голоса:
приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, излучавшемуся в
1 классе)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по
фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения
к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к
продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка,
тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …»,
«Меня зовут …, а тебя?». Формулы«Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на
приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до
свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и
прощания. Этикетные правила приветствия:замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные
разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы
«здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До
завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их
развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи
с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые
средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др.
Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре.
Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение
просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно
попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики
адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по партена уроке или на перемене.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …,
пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».Благодарность за
поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение
просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как
мотивировка
благодарности.
Ответные
реплики
на
поздравление,
пожелание
(«Спасибо
за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная
реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм
обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки,
утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Алло! Алло!», «С Днем рождения!»
«Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросенка», «Новогодняя сказка», «Красная
Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето»
«Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал».
«Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в кружок»,
«Я в мире природы»: «У меня есть щенок!»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:
1) Зарождение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей
страны.
2) Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын-дочь,
воспитанник, одноклассник и др.).
3) Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с
нормами этикета и правилами культурного поведения.
4) Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в
рамках предметных результатов 2 года обучения).
5) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в
рамках предметных результатов 2 года обучения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету
«Речевая практика» на конец обучения во 2 классе:
Достаточный уровень:
-
выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь,
записанную на магнитофонной пленке;
-
использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию
учителя и в зависимости от ситуации;
-
участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и
спрашивать ответа у товарищей;
-
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
-
уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
-
знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, сотрудников, часто
взаимодействующих с детьми в школе, ближайших родственников;
-
слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинныйо -
символический план.
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- знать свое имя и фамилию, адрес дома, объяснять маршрут до школы и дома;
- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
- слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные
действия осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как
одноклассника, друга;
положительное отношение к окружающей действительности осознание языка как основного средства
человеческого общения;
понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование умение проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать
эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;
- осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и
дома.
Регулятивные базовые учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, материал для
театрализованных постановок) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе с помощью учителя;
работать в группе, в паре; участвовать в деятельности на уроках речевой практики,
контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.
Познавательные базовые учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
читать;
писать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных
и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс,
учитель - класс);
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы
Школьная жизнь
Игры и игрушки
Планируемые результаты
Количество
часов
8
Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Выполнение инструкций по заданию
учителя (организационные инструкции). Выполнение инструкций по заданию учителя
(организационные инструкции). Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении
доброжелательного выражения лица. Конструирование реплик по теме. Игра «Дополни
предложение» по условно- графическим схемам. Выявление представлений детей по теме ситуации
с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал Отгадывание загадки о лете.
Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации. Моделирование диалогов
на основе изображенной на картинке ситуации и по собственному опыту.
6
Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой
на содержание. Ролевая игра «Магазин игрушек»
Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная». Выполнение игровых действий в соответствии с
текстом. Устные отчеты о выполняемых действиях.
Называние игрушек и учебных вещей, классификация с использованием обобщающего слова.
Составление предложений «Где что находится?»
Играем в сказку
6
«Три поросенка». Инсценирование сказки.
Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам.
Я дома
6
Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание
имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий. «Кто
старше, кто младше?».
Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса. Моделирование телефонных разговоров с мамой.
Разучивание чистоговорки. Познакомить с правилами общения по телефону. Слушание и воспроизведение
чистоговорки. Конструирование диалога с диспетчером
«Скорой помощи». Познакомить с правилами общения по телефону.
Мои товарищи в
школе
4
Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой
на иллюстративный материал.
Готовим новогодний
праздник
4
Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление письма Деду Морозу с опорой
на условно-графические схемы предложений.
Слушание песенки «В лесу родилась елочка» Моделирование ситуации знакомства на карнавале. Игра
«Узнай меня». Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении
подарков. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем.
Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. Реплики- поздравления,
сопровождающие вручение подарков.
Зимняя прогулка
4
Заучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке». Рассматривание картинок и называние
предметов зимней одежды и обуви. Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку». Выбор
предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У
Маши санки.) Моделирование возможных диалогов между героями картинки.
Н. Некрасов «Детство» (отрывок). Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта. Давай,
дружок, Смелей, дружок. Кати по снегу Свой снежок. Составление рассказа с опорой на картинный план.
Практическое занятие.
Мойдодыр
12
Слушание отрывка из стихотворения «Мойдодыр». Активизирование в словарном запасе школьников
слова, обозначающие предметы гигиены. Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и
закрепление его действиями. Отгадывание загадок. Составление короткого рассказа на тему «Я чищу
зубы» и закрепление его действиями. Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу» .Правильное
расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам.
Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеянный». Игра «Одень Машу». Отгадывание загадок по
теме. Практические упражнения по складыванию одежды. Отгадывание загадок. Усвоить
последовательность действий при одевании. Игра «Оденься правильно». Отрывок из стихотворения В.
Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?». Составление рассказа о том, как проходит день
школьника, после возвращения из школы. Игра «Кто знает, пусть продолжает». Выполнение инструкций
по заданию учителя (организационные инструкции). Отгадывание загадок. Практические упражнения в
уходе за обувью. Слушание детской песни «Ангина». Игра «Кто знает, тот продолжает»
Я за порогом дома
6
Моделирование ситуации «Я в автобусе». Расширить словарный запас школьников, обозначающие
общественный транспорт
Отгадывание загадок. Моделирование ситуации «Я забыл дорогу».
Запоминание своего адреса. Проигрывание диалога «Где ты живешь?» Отгадывание загадок.
Моделирование ситуации «В школу я иду таким путем». Зарисовка маршрута от дома до школа.
Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на
содержание картинки. Ролевая игра «Магазин игрушек». Конструирование реплик- обращений в ситуации
записи в кружок. Ролевая ситуация «Я записываюсь в кружок»
У нас праздник!
10
Драматизация песни «К нам гости пришли». Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал»
по вопросам учителя.
Отрывок из сказки А. Милна «Вини- Пух и все, все, все…». Ролевая игра «Кукла провожает гостей».
Отгадывание загадок. Правила этикета за столом. Слова обозначающие предметы посуды. Ролевая игра
«Кукла накрывает на стол».
Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся. Составление поздравления маме с опорой на
условно- графические схемы предложений
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Комарова С.В., Речевая практика. Учебник. 2 класс. Москва «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 3.
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ, ЦОР
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Доска, наглядный материал, раздаточный материал
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, компьютер