АРП ООО (УО вариант 1) география 9-б

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования г. Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

____________Мальцева Н.В

____________Кутенкова Г.Н.

___________Мальцева Н.В.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №100

от "29" августа 2022 г.

от "29" августа 2022 г.

от "30" августа 2022 г.

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Вариант 1
учебного предмета
«География»
для 9 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Привалова Наталья Ивановна
учитель географии

Новошахтинск 2022
1

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Название раздела программы

Пояснительная записка

страница

3-4

Общая характеристика учебного предмета «География»

4

Цели изучения учебного предмета «География»

4-5

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося
9-б класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Паталаха Владислава

5-6

Планируемые результаты освоения обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы по
географии
Система оценки достижения обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Паталохом Владиславом планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы

7-8

8-10

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Паталаха Владислава, формируемые при
11-12
освоении АОПП
Место предмета в учебном плане

12
12

Используемый УМК
Содержание учебного предмета «География»

12-13

Географическая номенклатура

14

Тематическое планирование

15-17

2

Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на
основе УМК Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 9 класс

в соответствии с

положениями:
• Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013г. №26-3С
(с изменениями и дополнениями);
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ
СОШ №7;
• Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
• ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
• Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором учтены
особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы
участников образовательных отношений.

Цель реализации адаптированной рабочей программы обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — это создание условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей, обеспечивающих
усвоение обучающимися социального и культурного опыта.
При разработке и реализации Адаптированной рабочей программы обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривается
решение следующих основных задач:
― овладение обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных
компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
личности, в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
― достижение

планируемых

результатов

освоения

АООП

образования

обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
3

учетом его особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей.

Общая характеристика учебного предмета «География»
География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественнонаучного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов
курса

географии,

насыщенное

экологическими,

этнографическими,

социальными,

экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать
тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в
целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение
географии.

Цели и задачи изучения учебного предмета «География»
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающегося с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и
явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
― формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
― формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран.
― формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
― формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф
― овладение

основами

картографической

грамотности

и

использование

элементарных практических умений и приемов использования географической карты для
получения географической информации;

4

― формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной
деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.

Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметнын результаты:
Минимальный уровень:
5

представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование
условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по
карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических
объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение

элементарных

практических

умений

и

приемов

работы

с

географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своей области.

Система оценки достижений обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оценка личностных результатов
Критерий
Владение
навыками
коммуникации и принятыми
ритуалами
социального
взаимодействия (т.е. самой
формой
поведения,
его
социальным рисунком)

Параметры оценки
сформированность навыков
коммуникации со взрослыми

Индикаторы
способность инициировать и
поддерживать коммуникацию с взрослыми
способность применять адекватные способы поведения
в разных ситуациях
способность обращаться за
помощью
сформированность навыков способность инициировать и
коммуникации
со поддерживать
сверстниками
коммуникацию со сверстниками
способность применять адекватные способы поведения
6

в разных ситуациях
способность обращаться за
помощью
владение
средствами способность использовать
коммуникации
разнообразные средства коммуникации согласно ситуации
адекватность
применения способность правильно приритуалов
социального менить ритуалы социальновзаимодействия
го взаимодействия согласно
ситуации

Оценка предметных результатов
Показатель оценивания

Критерий оценивания

Достоверность ответа

верно;
неверно;
полный ответ;
частично полный ответ;
неполный ответ;
задание выполнено полностью
самостоятельно;
задание выполнено по словесной
инструкции;
задание выполнено с опорой на образец;
задание не выполнено при оказании
различных видов помощи.

Полнота ответа
Самостоятельность выполнения задания

В текущей оценочной деятельности результаты выполненных заданий соотносятся с
оценками:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50%
заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Возможно при оценке итоговых предметных результатов выбирать такие, которые
будут стимулировать учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывать
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Характеристика базовых учебных действий
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
7

Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать
чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к
людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную
социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать
разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать
доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных
и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять
цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных
видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный
контроль

в

совместной

деятельности;

обладать

готовностью

к

осуществлению

самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно

воспринимать

окружающий

мир,

его

временно-про-

странственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных

связей)

на

наглядном,

доступном

вербальном

материале,

основе

практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Для оценки базовых учебных действий используется следующая система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
8

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа будет реализована за 66 часов, так как согласно расписанию уроков на 20222023 учебный год происходит потеря учебных часов, приходящих на 23.02.2022 г.,
01.05.2022 г., 08.05.2023 г., объявленных Постановлением Правительства РФ « О переносе
выходных дней в 2023 году» от 29.08.2022 № 1505, праздничными днями.
Недостающие часы будут компенсированы за счет уплотнения программного материала
по теме «Россия. Свой край» с 13 часов до 10 часов.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК
1.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 9 класс. Москва. Просвещение 2022;
2. Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. География. Методические рекомендации. 6-9 классы.
Москва. Просвещение 2020;
3. Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь. 9 класс. Москва. Просвещение. 2019.

Содержание учебного предмета «География»
Государства Евразии
Государства Евразии
Политическая карта Евразии.
Европа
Западная Европа.

9

Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа.
Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика).
Греция (Греческая Республика).
Северная Европа. Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа.
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая
Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния).
Болгария (Республика Болгария). Сербия. Черногория. Эстония (Эстонская Республика)
Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Белоруссия (Республика
Беларусь). Украина. Молдавия (Республика Молдова).
Страны Азии
Центральная Азия.
Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан).Туркмения
(Туркменистан).Киргизия (Кыргызстан). Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-Западная Азия.
Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения
(Республика Армения). Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак). Иран
(Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламское Государство Афганистан).
Южная Азия
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия
Китай (Китайская Народная Республика). Монголия (Монгольская Народная
Республика). Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика
Корея). Япония.
Юго-Восточная Азия
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
Индонезия (Республика Индонезия).
Россия
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Административное
деление России. Столица, крупные города России.
Практические работы

10

Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.
Нанесение границы Европы и Азии. Составление альбома «По странам и континентам».
Свой край
История возникновения нашего края. Географическое положение. Границы. Рельеф.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. Полезные
ископаемые и почвы. Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой.
Охрана водоемов.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы,
орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.
Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные
животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый
браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам.
Заповедники, заказники. Население нашего края (области). Национальный состав.
Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать
выпускники школы. Сельское хозяйство (специализация : растениеводство,
животноводство, бахчеводство и т.п.). Транспорт (наземный, железнодорожный,
авиационный, речной). Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего
края. Наш город (поселок, деревня). Обобщающий урок «Моя малая Родина».
Практические работы
На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона,
месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные
центры. Обозначить на контурной карте России свою область. К карте своей области
прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить
заповедные места. Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную
книгу области. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности,
фамилии известных людей края. Вычертить простейшую схему структуры народного
хозяйства области. Регулярно читать местную периодическую печать. Выполнить рисунки
и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».

Географическая номенклатура
Государства Евразии: Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швейцария,
Испания, Португалия, Италия, Греция, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия,
Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия и Черногория, Эстония, Латвия, Литва,
Белоруссия,

Украина,

Молдавия,

Казахстан,

Узбекистан,

Туркмения,

Киргизия,

Таджикистан, Грузия, Азербайджан, Армения, Турция, Ирак, Иран, Афганистан, Индия,
Китай, Монголия, Корея, Япония, Таиланд, Вьетнам, Россия.
11

Тематическое планирование
Название темы/раздела

Основное
содержание

Основные виды деятельности
обучающегося

Политическая карта Евразии –
1 час

Евразия –
крупнейший
материк земного
шара. Части света,
расположенные на
материке Евразия.
Государства
Евразии. Россия, ее
географическое
положение,
хозяйство,
население.

Работа с текстом, выполнение
заданий в рабочей тетради,
подписание на карте регионов
материка Евразия

Страны Европы – 30 часов

географическое
положение,
государственное
устройство, рельеф,
полезные
ископаемые, реки и
озера, природные
условия стран
Евразии;
хозяйство, туризм,
культура,
достопримечатель
ности стран самого
большого материка
Земли;
население,
культура,
традиции, обычаи
народов стран
Евразии;
памятники
культуры,
архитектуры, особо
охраняемые
территории стран
Евразии.

составлять описание
географического положения
страны с опорой на
политическую карту;

Страны Азии – 25 часов

составлять рассказа о крупных
городах стран Евразии и об их
достопримечательностях;
устанавливать причинноследственные зависимости
между географическим
положением, климатом,
природой и развитием
международного туризма в
странах Евразии;
научиться вводить в активный
словарный запас обобщающие
понятия (горы, озера, реки,
города);
составлять сравнительную
характеристику двух стран
материка;
уметь работать с настенной
картой и картами Приложения
учебника;
12

самостоятельно выполнять
задания в тетради и в контурных
картах;
самостоятельно работать с
текстом, иллюстрациями
учебника;
уметь показывать
географические объекты на
настенной карте;
уважительно относится к людям
других национальностей,
уважать их традиции, обычаи и
культуру.
Россия. Свой край – 10 часов

Россия – самое
большое
государство
земного шара.
Сухопутные и
морские
государственные
границы.
Пограничные
государства.
Рельеф страны.
Крупнейшие реки и
озера. Природные
зоны России.
Природные
богатства страны.
Экономика.
Население.
Распределение
населения по
территории России.
Административное
деление РФ.
Области, края,
республики,
автономные округа
и автономная
область, города
федерального
подчинения.
Москва- столица
России.
Достопримечательн
ости Москвы.
Крупные города
России: Санкт-

уметь работать
с текстом и
иллюстрациями
учебника, с
физической
и
политикоадминистративной
картой
России;
самостоятельно
выполнять
задания в рабочей тетради;
на карте своей области
обозначить условными знаками,
месторождения полезных
ископаемых, цветными
кружками — областной центр и
крупные города;
обозначить на контурной карте
России свою область;
на карте Ростовской области
условными знаками обозначить
наиболее распространенные
растения и животные, отметить
особо охраняемые территории;
в рабочей тетради нарисовать и
подписать растения и животных,
занесенных в Красную книгу
Ростовской области;
записать в рабочую тетрадь
названия местных водоемов,
форм земной поверхности,
фамилии известных людей
13

Петербург, Нижний
Новгород, Казань,
Уфа, Омск, Ростовна-Дону, Волгоград
и др. городамиллионеры
(географическое
положение,
население и его
занятия,
достопримечательн
ости).
История
возникновения
Ростовской
области.
Положение на
карте, границы.
Рельеф. Полезные
ископаемые и
почвы Ростовской
области. Климат.
Реки, пруды, озера,
каналы Ростовской
области. Охрана
водоемов.
Растительный и
животный мир
Ростовской
области. Население
Ростовской
области.
Национальные
обычаи, традиции,
национальная
кухня.
Промышленность
Ростовской
области.
Специализация
сельского
хозяйства.
Транспорт
Ростовской
области.
Архитектурноисторические и
культурные
памятники
Ростовской
области.

Ростовской области;
построить простейшую схему
отраслевой структуры экономики
Ростовской области;
уметь называть основные
достопримечательности
Ростовской области.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».