РП ВД Тропинка в мир профессий (1-4)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования администрации города Новошахтинска

МБОУ СОШ №7

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Заместитель директора
по УВР

Директор
________________________

Мальцева Н.В.
Мальцева Н.В.
Кутенкова Г.Н. Приказ № 120 от «30» авгуПротокол № 1 от «29» авгу- Протокол № 1 от «29» авгу- ста 2023 г.
ста 2023 г.
ста 2023 г.
________________________ ________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

"Тропинка в мир профессий"
для обучающихся 4 класса

г. Новошахтинск 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в мир
профессий» составлена на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинка в профессию», автор Бачкина
Елена Николаевна, учитель начальных классов.
Данный курс является первой ступенькой в профессиональной работе. В
жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.
Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального
самоопределения в будущем.
Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым
жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас
осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как
именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального
самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и
профессий.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на профориентационное образование, сделает учёбу в школе единым
преемственным образовательным процессом.
Что же такое профориентационная работа для начальной школы? Для ученика:
развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.
Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций и т.д.
2

Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды профориентационной работы; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и
средней ступеней, усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.
Общая гипотеза данной работы состоит в том, что реализация профориентационной работы в школе может быть более эффективной, если:
 Изменятся методологические основания построения педагогического
процесса в начальной школе;
 Предметом будет избрано педагогическое сопровождение процессов
формирования основ целостного образа человеческой деятельности в
начальной школе;
 Будет создана пропедевтическая профориентационная педагогическая
система начальной школы;
 В содержание начального образования будут включены исследовательские проектные виды деятельности;
 Будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении
единого интегрального образовательного пространства ребёнка;
 Процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания
качества проектной деятельности в начальной школе.
Комплексная программа профессиональной работы для начальной школы
«Тропинка в мир профессии» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях
формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить
младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.
Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих,
освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению
обучающихся в исследовательскую деятельность.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор про-

3

фессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся
с раннего возраста.
Рабочая программа курса «Тропинка в мир профессии» реализует направление
духовно-нравственное во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального
общего образования.
Новизна курса состоит в том, что он соединяет в себе сведения из разных
предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии,
ОБЖ, художественного труда. Рабочая программа рассчитана на 4 года (1 - 4
класс).
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой
кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную.
Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих
способностей.
Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и
самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности
на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебнопознавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию
кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности.
Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов,
сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических
газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности. 21 век поставили
перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации
младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с воспитанниками
младших классов.
4

Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в подведении детей к выбору профессии. Главное - это развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширить представление о различных профессиях.
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую
можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из
жизни.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для
реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.
Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация представлений о
профессии среди младших школьников.
Цели II и III этапов профориентации учащихся - диагностика и определение
предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с потребностью рынка труда и, наконец, профессиональная проба, и психологическая готовность к самоопределению.
Задачи:
 познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных
профессий;
 выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в
будущем профессии;
 способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
 способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей
ребёнка;
 способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;
 способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа
жизни.
Ожидаемые результаты прохождения курса «Тропинка в профессию»:
 участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о мире профессий;
 заинтересованность в развитии своих способностей;
5

 участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
 возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной
деятельности, способность добывать новую информацию из различных
источников.
Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных
впечатлений, обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственног о патриотические отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности
обучающихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и
творческий характер.
В результате изучения курса «Тропинка в профессию» младший
школьник узнает:
 основные сферы профессиональной деятельности человека;
 основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
 предприятия и учреждения микрорайона, города;
 основные приёмы выполнения учебных проектов; будет уметь:
 оперировать основными понятиями и категориями;
 рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;
 пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 4 года (1 - 4 класс). На реализацию рабочей
программы курса «Тропинка в мир профессии» в 1-м классе отводится 33 часа
(1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
В результате прохождения курса «Тропинка в мир профессий» младший
школьник должен знать:
- основные сферы профессиональной деятельности человека;
-основные признаки профессий, их значение в обществе;
- предприятия и учреждения города;
- основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
- рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
6

-выполнять отдельные трудовые операции по конкретным профессиям;
- переносить сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
- выполнять учебные проекты.
Личностные УУД:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их
происхождении и назначении;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- уважительное отношение к представителям разных профессий;
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» является формирование следующих универсальных
учебных действий:
Регулятивные УУД:
-организовывать свою деятельность в соответствии с планом;
- принимать учебную или игровую задачу на основании того, что уже известно
и усвоено, и того, что еще не известно;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
с планом;
-определять последовательность своих действий;
- давать эмоциональную оценку деятельности, корректировать свои действия и
поведение.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной профориентационной работы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы
на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);
- включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации,
моделирования профориентационного содержания занятий.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-вести проблемный диалог (побуждающий и подводящий диалог);
- договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Актуальность данного курса велика. Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8 – 11 классов, но всё же под7

росток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо
определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения,
т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня
в день. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему
отношений, в которых будет чувствовать себя значимым.
Новизна программы заключается в разработанной системе профориент
ационной работы, которая позволяет поэтапно давать знания обучающимся,
начиная с первого класса, учитывая возрастные особенности и ведущий
вид деятельности что в итоге позволит сделать правильный профессиональный
выбор.
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.
Формы работы:
- беседы;
- экскурсии;
- встречи с людьми интересных профессий;
- игры: ролевые, компьютерные, настольные, семейные;
- просмотры кинофильмов, мультимедиа, видеофильмов;
- литературные композиции, инсценирование;
- устные журналы, викторины;
- проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Формы подведения итогов работы:
-участие в конкурсах рисунков, фотографий, защите проектов и др.
- праздники, утренники;
- фотовыставки;
- методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Цель: формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в
жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.
Содержание курса внеурочной деятельности «Тропинка в профессии»
с указанием форм организации и видов деятельности
Основные направления рабочей программы курса для начальной школы
(1-4 класс) «Тропинка в мир профессий» (135 часов).
Модуль I - «Играем в профессию» - 1 класс (33ч)
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
Модуль II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс (34ч)
8

Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
Модуль III - «Разнообразный мир профессий» - 3 класс (34ч)
Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.
Модуль IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс (34ч)
Цель: формировать добросовестное отношении к труду, понимание его
роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.
Модуль I «Играем в профессию» (33 часа)
Все работы хороши (2 ч.). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в
составлении целой из разрезанной на части картинки). Конкурс маляров. Игра
«Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное
слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея).Игра
отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбока), без дела жить -…(только небо
коптить).Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).
Кому что нужно (2 ч.). Дидактическая игра.
Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и
предметы соответствующих профессий. Например, строитель- мастерок, врачградусник, повар-кастрюля и т.д.
Оденем куклу на работу (2ч.) Дидактическая игра.
Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к
каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель,
милиционер, врач, пожарник, продавец). Идём на работу - дидактические игры.
Разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо выбрать картинку,
подходящую для работы.
Мы строители (2ч.). Занятие с элементами игры.
Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из геометрических
фигур, конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно
знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.
Магазин (2ч.). Ролевая игра.
Мы идем в магазин (2ч.). Беседа с игровыми элементами.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы,
какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Анализ стихотворений. Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в
9

магазине». Заведующая, продавец, товаровед, охранник, администратор. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей, работающих в магазине?
Аптека (2ч.). Ролевая игра.
Организационный момент. Игра. Построение из геометрических фигур
здания аптеки. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками.
Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.
Больница (2ч.). Ролевая игра
Организационный момент. Игра (детский набор «Доктор»). Физкультминутка.
Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель скорой помощи.
Итог. Что нужно знать, чтобы стать доктором. Какую пользу приносят наши
знания.
Какие бывают профессии (2 ч.). Игровой час.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в
стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…»
(например, «Без труда… (не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях.
Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч.). Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия. Обсуждение
прочитанного. Ответы на вопросы.
С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3 ч.). Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С. Михалков «Дядя Степа- милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил ты в данной ситуациях. Словарная работа.
В. Маяковский «Кем быть?» (2ч.) Чтение текста.
Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок, инженер, доктор, конструктор, шофер.
К. Чуковский «Доктор Айболит» (2ч.)
Игра-демонстрация, викторина.
Уход за цветами. (2ч.). Практическое занятие.
Профессия «Повар» (2ч.). Экскурсия.
Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со столовой школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в
школьной столовой.
Поварята. (2ч). Конкурс-игра.
Модуль II «Путешествие в мир профессий" (34 часа)
Мастерская удивительных профессий (2ч.). Дидактическая игра.
10

Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка
и 4 картонных круга - тех же цветов). Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда, место работы. Определить профессии, результат
труда человека.
Разные дома (2ч.). Практическое занятие.
Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп. Выполнить следующее задание: из кубиков построить дома. Игра-соревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование
из настольного конструктора. Итог, награждение.
Дачный домик (2ч.). Практическое занятие.
Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников,
награждение.
Моя профессия (2ч.). Игра-викторина.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок»
(определить на ощупь инструменты). Итог.
Профессия «Врач» (3ч.). Дидактическая игра.
«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками.
Больница (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Доктор «Айболит» (2ч.). Игра
«Кто нас лечит» (2ч.). Экскурсия в кабинет врача.
Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием
врача. Для чего нужны лекарства. Итог.
«Добрый доктор Айболит» (2ч.).
«Парикмахерская» (3ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым
набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (3ч.). Игры.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например, лекарство (врач), машина (шофер).
Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных профессий.
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (2 ч.). Инсценировка.
Профессия «Строитель» (3ч.). Дидактическая игра.
Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с
изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий.
Например, штукатур-мастерок, машина-шофер.
Строительный поединок (3ч.). Игра-соревнование.
Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая
из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.
11

«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.) Классный час.
Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра
Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа
(профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г.
Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог.
Модуль III «Разнообразный мир профессий» (34 часа)
Что такое профессия (2ч.). Игровая программа.
Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами (например, «Труд кормит человека, а лень портит…»). Закончить пословицу: «Кто не работает, …… (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка
про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице, угадать профессию (например, «Куй железо, пока горячо» (кузнец).
У кого мастерок, у кого молоток (2ч.). Беседа с элементами игры.
Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с
понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне
- например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток,
напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери
нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.
Истоки трудолюбия (2ч.). Игровой час.
Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто
больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если…». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Домашний помощник (2ч.). Игра-конкурс.
Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто
чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о
том, как опасна лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьёт гвоздь».
Мир профессий (2ч.). Викторина.
Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о профессиях. Загадки о профессиях. Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс
пословиц о профессиях. Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве).
Например, п (пилот), в (врач). Итог награждение лучших игроков.
12

Угадай профессию (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например, хлеб-хлебороб, одежда-портной. Чёрный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс художников. Подведение итогов.
Какие бывают профессии (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных
профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1
предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог.
Куда уходят поезда (2ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте.
Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что
нового мы сегодня узнали.
Моя профессия (2ч). КВН.
Представление команд. Визитная карточка (портные, модельеры). Разминка
(назвать инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов.
Разрисовщики тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Итог.
Награждение команд.
Наши друзья - книги (2ч.). Беседа с элементами игры. Экскурсия в библиотеку. Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).
Откуда сахар пришел (2ч.). Беседа.
Вводное слово. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых получают
сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все буквы алфавита).
«Турнир профессионалов» (2ч.). Конкурс-игра.
Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить
профессию, например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия»
(вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить профессию). Подведение итогов.
Все профессии нужны, все профессии важны (3ч.). Устный журнал.
Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем
13

быть?») Художественная (просмотр мультимедиа о людях разных профессий).
Игра. Дискуссия «Объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана».
Стройка (2ч.). Виртуальная экскурсия.
Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Знакомство со строительным объектом.
Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.
Операция «Трудовой десант» (1ч.). Практикум.
Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы
по уборке территории. Подведение итогов. Поощрение.
Уход за цветами (2ч.). Практика.
Кулинарный поединок (2ч.). Шоу-программа.
Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудоповара». Конкурс-эстафета «Варим борщ» (собрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет овощи и тд.). Итоги
конкурса, награждения команд.
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой» (34 часа)
Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч.). Классный час, презентация. Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.
По дорогам идут машины (2ч.). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра
«Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это
знак». Ролевая игра - драматизация «Улица».
Все работы хороши (2ч.). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс
«Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.
О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей
промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».
О профессии библиотекаря (2ч.). Беседа с элементами игры.
14

Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая
книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.
Праздник в Городе Мастеров (2ч.). КВН.
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс:
«Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства типографии (2ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты».
Задание 1 - штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик).
Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст).
Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают
над созданием газеты.
Как проходят вести (2ч.). Экскурсия на почту.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как
передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные
профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая
связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.
Веселые мастерские (2ч.). Игра - состязание.
Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с
инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Путешествие в Город Мастеров (2ч.). Профориентационная игра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек - человек, человек - техника, человек - природа, человек художественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить
план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями.
Например, район «Умелые руки», сказочные жители - Самоделкин, Железный
Дровосек.
Строительные специальности (2ч.). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать
15

кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта).
Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему
так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2ч.).
Игровой вечер.
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление
учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на
рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра:
«Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог.
Знакомство с профессиями прошлого (2ч.). Конкурс - праздник.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу
требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.
«Человек трудом прекрасен» (2ч.). Игра-соревнование.
«Умеешь сам - научи другого» (2ч.). Практикум.
«Чей участок лучше?» (2ч.). Практикум.
«Кулинарный поединок» (2ч.). Практикум.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Тропинка в
мир профессий»
Модуль I «Играем в профессию» (33 часа)
№п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18

Тема

Кол-во
форма проведения
часов
«Все работы хороши»
2
занятие с элементами игрывидео-знакомства
«Кому, что нужно»
2
дидактическая игра беседа
«Оденем куклу на рабо2
занятие с элементами игры бесету, едем на работу»
да
«Мы строители»
2
занятие с элементами игр видеознакомства
«Магазин»
2
Знакомство с атрибутами, ролевая игра
«Мы идем в магазин»
2
Экскурсия. Ролевая игра
«Аптека»
2
Знакомство с атрибутами, ролевая игра
«Больница»
2
Знакомство с атрибутами, ролевая игра
«Какие бывают профес2
Видео-знакомство, игровой час
16

28-29
30-31

сии»
С. Михалков «Дядя Степа»
«Дядя Степа милиционер»
В. Маяковский «Кем
быть?»
К. Чуковский «Доктор
Айболит»
Уход за цветами
Профессия повар

32-33

«Поварята»

19-20
21-2223
24-25
26-27

2

Чтение, беседы, викторины

3

Экскурсия, видео урок, встреча с
работником полиции
Чтение, беседа, обсуждение
«Кем я хотел бы быть?»
Игра-демонстрация, викторина

2
2
2
2
2

Практика
Экскурсия, видео урок, викторина
Практикум

Модуль II «Путешествие в мир профессий»
(34 часа)
№

Тема

Кол-во
форма проведения
часов
1-2
Мастерская удивительных
2
Занятие с элементами игры
профессий «Все работы
хороши»
3-4
«Разные дома»
2
Конструирование
5-6
«Дачный домик»
2
Аппликация
7-8
«Моя профессия»
2
Игра-викторина
9-10-11 «Профессия «Врач»
3
Занятие с элементами игры,
приглашение врача
12-13
«Больница»
2
Сюжетно-ролевая игра
14-15
Доктор «Айболит»
2
Сюжетно-ролевые игры, просмотр мультфильма
16-17
«Кто нас лечит»
2
Экскурсия в медицинский
пункт
18-19
«Добрый доктор Айбо2
Сюжетно-ролевая игра, пролит»
смотр мультфильма
20-21-22 «Парикмахерская»
3
Сюжетно-ролевая игра
23-24
«Все работы хороши –
2
Сюжетно-ролевая игра
выбирай на вкус!»
25-26
Дж. Родари «Чем пахнут
2
Работа с текстами, инсцениремесла»
ровка
27-28
Профессия «Строитель»
2
Дидактическая игра
29-30
Строительный поединок
2
Игра-соревнование
17

31-32-33 Экскурсии на предприятия города
34
«Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?»

3

Экскурсия. Мастер-классы.

1

Инсценировка стихотворения
Александра
Кравченко
«Честный ответ», мультимедиа.

Модуль III «Разнообразный мир профессий»
(34 часа)
№
1-2

Тема
«Что такое профессия»

«У кого мастерок, у кого
молоток»
5-6
«Истоки трудолюбия»
7-8
«Домашний помощник»
9-10
«Мир профессии»
11-12
«Угадай профессии»
13-14
«Какие бывают профессии»
15-16
«Куда уходят поезда»
17-18
«Моя профессия»
19-20
«Наши друзья-книги»
21-22
«Откуда сахар пришел»
23-24
«Турнир
профессионалов»
25-26-27 «Все профессии нужны,
все профессии важны»
28-29
«Строим дом»
30
Операция «Трудовой десант»
31-32
«Уход за цветами»
33-34
«Кулинарный поединок»
3-4

Кол-во
форма проведения
часов
2
игровые программы, проект

2
2
2
2
2

беседа с элементами игры,
конкурс
игровой час
игра-конкурс, сочинение
Викторина, ролевая игра
занятие с элементами игры
занятие с элементами игры

2
2
2
2
2

занятие с элементами игры
КВН, проект
Экскурсия в библиотеку
Презентация, беседа
конкурс-игра

3

Устный журнал

2
1

Экскурсия, конструирование
практикум

2
2

практикум
шоу-программ, проект

2

Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
№

тема

Кол-во
часов

форма проведения
18

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24

25-26
27-28
29-30
31-32
33-34

«Любое дело - моё счастье в будущем»
«По дорогам идут машины»
«Все работы хороши»
«О профессии продавца»
«О профессии библиотекаря»
«Праздник в городе Мастеров»
«Работники издательства
и типографии»
«Как приходят вести»
«Веселые мастерские»
«Путешествие в Город
Мастеров»
«Строительные специальности»
«Время на раздумье не
теряй, с нами вместе трудись и играй»
«Знакомство с промышленными профессиями»
«Человек трудом красен»
«Успеешь сам - научи
другого»
«Чей участок лучше»
«Кулинарный поединок»

2

классный час, презентация,
работа в группах
беседы - тренинг

2
2
2

игра-конкурс
беседа-тренинг
беседа с элементами игры

2

КВН

2
2
2
2

Экскурсия в типографию, ролевая игра
Экскурсия на почту
Игра – состязание
профориентации – игра

2

Практикум, защита проекта

2

Игровой вечер

2

Конкурс-праздник

2
2

Игра-соревнование
Практикум

2
2

Практикум
Практикум

2

Воспитательный потенциал занятия внеурочной деятельности
Воспитательная компонента каждого занятия позволит:
- устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, активизации их познавательной деятельности;
- побуждать школьников соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (старшеклассниками);
- привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на занятии явлений, организовать работу детей с социально значимой информацией
– обсуждать, высказывать мнение;
19

- использовать воспитательные возможности содержания курса внеурочной
деятельности через демонстрацию детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- применять на занятиях интерактивные формы работы: интеллектуальные
игры, дидактический театр, дискуссии, работы в группах, КТД, КВН, диспуты,
экскурсии (в том числе -виртуальные), устный журнал, и др.;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять совместные проектные задания с опорой
на предложенные образцы.
- инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

- комплексная программа профориентационной работы для начальной школы
«Тропинка в профессию», автор Бачкина Елена Николаевна,

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».