МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №7
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Заместитель директора по УВР
Директор
________________________
________________________
________________________
Мальцева Н.В.
Кутенкова Г.Н.
Приказ №1 от «29» августа 2023 г. Приказ №1 от «29» августа 2023 г.
Мальцева Н.В.
Приказ №120 от «30» августа 2023 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному
направлению
«Занимательная математика»
для обучающихся 1-4 классов
г. Новошахтинск 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее –
ФГОС НОО-2021);
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее –
ФГОС НОО);
- федеральной образовательной программой начального общего образования, утв.
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372;
-методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
-Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. Вентана Граф, 2011г.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир
младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс внеурочной деятельности
«Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию
учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации
занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях
ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Программа «Занимательная математика» рассчитана на 4 года (1-4классы).
Формировать
у
них
конструктивно-геометрические
умения и навыки,
способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через- интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует
поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.
ЦЕЛЬ: совершенствование математической грамотности обучающихся, поддержка учащихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с овладением математики как предметным и метапредметным результатом; совершенствование вычислительной грамотности обучающихся, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых ре-
зультатов, связанных с решением задач.
ЗАДАЧИ:
Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
Расширять математические знания в области чисел;
Содействовать умелому использованию символики;
Правильно применять математическую терминологию;
Развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
Уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные
мысли,
Развивать краткости речи.
Предполагаемые результаты. Занятия должны помочь учащимся:
Усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
Помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
Формировать творческое мышление;
- Способствовать улучшению качества решения задач различного уровня
сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
- Развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий,
умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая
оперированием логического и творческого мышления.
Формы организации обучения — учебный курс; учебная лаборатория, математические игры, работа с конструкторами, проектная деятельность, конференции,
интеллектуальные марафоны; викторины, КВНы; познавательные игры; предметные недели, праздники, конкурсы и др.
математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,
«Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга»,
«День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками»,
«Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики
на
бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Работа с конструкторами:
— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
— танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»
конструктор;
— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; — конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
- «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного
пособия «Математика и конструирование».
-
Основные методы
Основные виды деятельности учащихся:
1.Словесный метод:
-Анализ и синтез. - решение занимательных
-Сравнение.
задач
Рассказ
(специфика
-Классификация. - оформление математичедеятельности учёных ма-Аналогия.
ских газет
тематиков), беседа, обсуж-Обобщение.
- знакомство
с
научнодение (информационных испопулярной
литературой,
точников, готовых сборнисвязанной с математикой
ков);
- проектная деятельность
- словесные оценки (работы
- самостоятельная работа
на уроке, тренировочные и за- работа в парах, вгрупчетные работы).
пах
2.Методнаглядности:
- творческие работы
Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практическийметод:
Тренировочные
упражнения;
практические работы.
4.Объяснительноиллюстративный:
Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
Выполнение частичных заданий длядостижения главной
цели.
Приёмы
Форма организации
занятий.
Преобладающие формы занятий
Математические(логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения-загадки,
задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические
игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
Групповая
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс изучения программы рассчитан на учащихся1-4 классов (7-10лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин. Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе – 33часа в
год. Во 2 - 4 классах - 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
1 КЛАСС
1.
Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,
«Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга»,
«День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики
на
бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2.
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «ша-
гов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные
задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса,
данных и искомых чисел (величин).
3.
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму)
— «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута
(рисунка) и его описание.
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
— танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»
конструктор;
— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; — конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного
пособия «Математика и конструирование».
2 КЛАСС
1.
Числа. Арифметические действия. Величины.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.Таблица умножения однозначных
чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение
чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры:
«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое
домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и
ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин»,
«Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки:
на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики
на
бесконечной
доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из элек- тронного учебного
пособия «Математика и конструирование» .
2.
Мир занимательных задач.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или
в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
3.
Геометрическая мозаика.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие
одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу. Форма организации обучения — работа
с конструкторами:
— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
— танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; — конструкторы «Танграм»,
«Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
3 класс
1.
Числа. Арифметические действия. Величины.
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая
скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание
задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа
от 1до1000.Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Форма организации
обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры:
«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай
число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и
ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин»,
«Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки:
на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики
на
бесконечной
доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из элек- тронного учебного
пособия «Математика и конструирование».
2.
Мир занимательных задач.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
3.
Геометрическая мозаика.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади
части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач,
формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение)
окружности наорнаменте. Составление, вычерчивание орнамента с использованием
циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Форма организации обучения —
работа с конструкторами:
— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
— танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спи- чечный» конструктор;
— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; — конструкторы «Танграм»,
«Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного
пособия «Математика и конструирование».
4 класс
1. Числа. Арифметические действия. Величины.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны
(миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева
направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры:
«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай
число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и
ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин»,
«Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки:
на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики
на
бесконечной
доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2.
Мир занимательных задач.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ +
ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение
способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
3.
Геометрическая мозаика.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, шестиугольная призма,
призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида и др. (по выбор
у учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
— танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; — конструкторы «Танграм»,
«Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного
пособия «Математика и конструирование».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и
др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек)
в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.
КоммуникативныеУУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложенияилинебольшоготекста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему(заголовок), ключевые слова;
выразительночитатьипересказыватьтекст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведенияи общения оценкиисамооценкии следоватьим;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
ПознавательныеУУД:
Младшие школьники узнают:
- анализировать объекты, выделять их характерные признакии свойства, узнавать объектыпо заданным признакам;
-анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
-находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения
объектов;
-классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия
полученных групп;
-отрабатывать вычислительные навыки;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- выбирать рациональныйспособ на основе анализаразличных вариантов решения задачи;
- строить логическое рассуждение, включающееустановление причинноследственных связей;
-различать обоснованные и не обоснованные суждения;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить способы решения проблемтворческого и поисковогохарактера.
ФОРМЫ ИВИДЫ КОНТРОЛЯ
Участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах
олимпиад поматематике.
Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Учебно-тематический план для обучающихся 1-го класса
№
п/п
Перечень тем, пла- Количество Используемые ЭОР, ЦОР
нируемых для осво- часов
ения учащимися
1
Числа. Арифметические действия. Величины
Мир занимательных
задач
14
Геометрическая мозаика
13
2
3
6
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
http://konkurs-kenguru.ru
http://www.develop-kinder.com
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
http://konkurs-kenguru.ru
http://www.develop-kinder.com
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
http://konkurs-kenguru.ru
http://www.develop-kinder.com
33 часа
Учебно-тематический план для обучающихся 2-го класса
№ Перечень
тем, Количество Используемые ЭОР, ЦОР
п/п планируемых для часов
освоения учащимися
1
Числа. Арифметические действия. Величины
12
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
http://konkurs-kenguru.ru
http://www.develop-kinder.com
2
Мир занимательных задач
10
3
Геометрическая
мозаика
12
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
http://konkurs-kenguru.ru
http://www.develop-kinder.com
httphttp://konkurskenguru.ru://www.vneuroka.ru/mathematics.php
http://www.develop-kinder.com
34 часа
№
п/п
Учебно-тематический план для обучающихся 3-го класса
Перечень тем, пла- Количество Используемые ЭОР, ЦОР
нируемых для осво- часов
ения учащимися
Числа. Арифметические действия. Величины
Мир занимательных
задач
Геометрическая мозаика
1
2
3
14
14
8
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
http://konkurs-kenguru.ru
http://www.develop-kinder.com
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
http://konkurs-kenguru.ru
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
http://konkurs-kenguru.ru
http://www.develop-kinder.com
34 часа
Учебно-тематический план для обучающихся 4-го класса
№
п/п
Перечень тем, пла- Количество Используемые ЭОР, ЦОР
нируемых для осво- часов
ения учащимися
1
Числа. Арифметические действия. Величины
Мир занимательных
задач
10
Геометрическая мозаика
6
2
3
18
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
http://konkurs-kenguru.ru
http://www.develop-kinder.com
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
http://konkurs-kenguru.ru
http://www.develop-kinder.com
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
http://konkurs-kenguru.ru
http://www.develop-kinder.com
34 часа
Воспитательный потенциал занятия внеурочной деятельности
- устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
- побуждать школьников соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (старшеклассниками);
- привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на занятии
явлений, организовать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
- использовать воспитательные возможности содержания курса внеурочной деятельности через демонстрацию детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- применять на занятиях интерактивные формы работы: интеллектуальные игры,
дидактический театр, дискуссии, работы в группах, КТД, КВН, диспуты, экскурсии
(в том числе -виртуальные), устный журнал, и др.;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
- инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель»,2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11лет.С.–Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст»,
1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:
Учитель, 2008.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель»,2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11лет.С.–Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст»,
1995
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей»,2002
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами, повышенной трудности. —
М.,2006.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник,2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако»,2004
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб:
Союз,2001.
СухинИ.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.:
АСТ,2006.
Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие
для учителей. — М.: Просвещение,1975.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросамиивеликолепнымиигровымизадачами.1–4 классы. М.,2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей»,2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе.М.:
«Панорама»,2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
Игры и другие пособия
Кубики(игральные)сточкамиилицифрами.
1. Комплекты карточек с числами:
1) 0,1,2, 3,4, … , 9(10);
2)10,20,30,40,… ,90;
3)100,200,300,400,…,900.
2. «Математический веер» с цифрами и знаками.
3. Игра «Русское лото» (числа от1до100).
4. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления
таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой – ответ.
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Набор «Геометрические тела».
Математические настольные игры математические пирамиды «Сложение
впределах10; 20;100», «Вычитание в пределах10; 20;100», «Умножение», «Деление» и др.
Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитрепо темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление»
и др.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php—
образовательные
проекты
портала «Внеурочка»: Математика. Математический мир.
http://konkurs-kenguru.ru— российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
http://4stupeni.ru/stady– клуб учителейначальнойшколы.4ступени.
http://www.develop-kinder.com— «Сократ» — развивающие игры иконкурсы.
http://puzzle-ru.blogspot.com— головоломки, загадки, задачи и задачки,фокусы,ребусы.
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1– игры, презентации в начальной
школе.
https://ru.wikipedia.org/wiki-энциклопедия
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25– единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов.