МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №7 города Новошахтинска
МБОУ СОШ №7
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим
советом
Заместитель директора
по УВР
Директор
________________________
________________________ ________________________
Мальцева Н.В.
Приказ
№120
Мальцева Н.В.
Кутенкова Г.Н.
от «30» августа 2023 г.
Протокол №1
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.
от «29» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
Новошахтинск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету Индивидуальный проект для обучающихся 10 класса
разработана на основе УМК Половкова М. В., на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя, по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых
предметов, курсов в любой избранной области деятельности.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение двух лет в рамках
учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде
завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского,
инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя, руководителя
дополнительного образования сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют
личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего
проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту
конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования
проектного и исследовательского продукта.
Цель: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на
решение научной, личностно и (или) социально-значимой проблемы.
Задачи:
– реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы;
– формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной деятельности для достижения
практико-ориентированных результатов образования;
– повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной
программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Общая характеристика курса
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и
проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые
отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические
задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном
виде и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о
самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в
соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса
предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 2 года освоения в 10-11 классах. Он состоит из
нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей
структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у
обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала
самостоятельно или под руководством взрослого. Другая часть модулей специально
предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и
предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип
модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по
типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим,
обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её,
предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные
критические замечания, и успешно защитить свою работу.
Программа является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда
понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными
способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в
задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии,
сценирование события. Несмотря на то, что программа называется «Индивидуальный
учебный проект», значительная часть занятий предусматривает групповую и
коллективную работу.
Основные идеи курса:
единство материального мира;
внутри- и межпредметная интеграция;
взаимосвязь науки и практики;
взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам,
самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты.
Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола,
где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут
быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к минимуму.
Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему,
ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую
задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты
практического использования проектного и исследовательского продукта.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной
и учебно-исследовательской деятельности являются:
– социальное;
– бизнес-проектирование;
– исследовательское;
– инженерное;
– информационное.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности
можно выделить следующие:
– макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
постеры, презентации;
– альбомы, буклеты, брошюры, книги;
– реконструкции событий;
– эссе, рассказы, стихи, рисунки;
– результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
– документальные фильмы, мультфильмы;
– выставки, игры, тематические вечера, концерты;
– сценарии мероприятий;
– веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители) и др.
Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в
виде:
– рефератов;
– статей, обзоров;
– отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках
исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по
различным предметным областям;
– моделей, образцов;
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
– конференций,
– семинаров
– круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя.
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность
школьника:
– консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную
оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную
среду и т. п.);
– мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности
как ситуацию выбора и свободы самоопределения);
– провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной
оценки деятельности, моделирует различные ситуации);
– наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во
время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности
учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности;
– координирует работу обучающихся.
Роль ученика
– выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности;
– имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для
достижения поставленной цели;
– имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной
проблеме (теме);
– повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты;
– самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов;
– возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп,
консультации учителя.
–
Место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение курса «Индивидуальный проект» в 10 классе
отводится 34 часа из расчета 1 ч. в неделю.
Планируемые результаты.
Личностные:
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
− самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные:
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся
получат представление:
– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
– об истории науки;
– о новейших разработках в области науки и технологий;
– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского
права и др.);
– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах
– исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и
реализации проектов (фонды, государственные структуры и др.).
Выпускник на базовом уровне научится:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной
жизни;
– использовать
элементы
математического
моделирования
при
решении
исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся
научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
– проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об
общем благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности,
– определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
– видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые
– для достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров
– и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
–
–
–
–
–
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые
он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
Содержание учебного курса.
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования:
проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные,
смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и
содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других
профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение
примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до
полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектноконструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и
закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов:
социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта
«Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для
решения практических задач в разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные
элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель,
задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности
темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями
разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование,
спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование,
бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные
бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Тематическое планирование
Название раздела,
количество часов
Культура
исследования и
проектирования.
(14 часов)
Основное содержание
Основные виды деятельности
Что такое проект.
Виды индивидуальных проектов.
Анализирование проекта.
Выдвижение идеи проекта.
Процесс проектирования и его
отличие от других профессиональных
занятий.
«Сто двадцать лет на службе стране».
Проект П.А. Столыпина.
Техническое проектирование и
конструирование.
Социальное проектирование: как
сделать лучше общество, в котором
мы живем.
Волонтерские проекты и сообщества.
Виды волонтерских проектов.
Анализ проекта сверстника:
социальный проект «Дети одного
солнца».
Анализ проекта сверстника:
возможности IT-технологий для
междисциплинарных проектов.
Исследование как элемент проекта и
как тип деятельности.
Практическая работа № 1. Работа с
Поиск информации в электронных
справочных изданиях. Отбор и
сравнение материала из нескольких
источников. Просмотр и обсуждение
презентаций, роликов. Наблюдение за
демонстрациями преподавателя.
Объяснение и интерпретация
наблюдаемых явлений. Анализ
графиков, таблиц, схем. Анализ
проблемных учебных ситуаций.
Анализ проекта сверстника.
Выполнение работ практикума.
Самоопределение.
(6 часов)
поисковыми системами.
Проекты и технологии: выбор сферы
деятельности.
Создаем элементы образа будущего:
что мы хотим изменить своим
проектом.
Формируем отношение к проблемам.
Знакомимся с проектными
движениями.
Первичное самоопределение.
Практическая работа № 2. Подбор
материалов по теме
проекта/исследования.
Замысел проекта.
(10 часов)
Понятия «проблема» и «позиция» в
работе над проектом.
Практическая работа № 3.
Формулирование темы, определение
актуальности темы, проблемы.
Формулирование цели проекта.
Целеполагание и постановка задач.
Практическая работа № 4.
Формулирование цели, определение
задач, выбор предмета и объекта.
Прогнозирование результатов.
Что такое плагиат и как его избегать в
своей работе.
Роль акции в реализации проекта.
Ресурсы и бюджет проекта.
Поиск недостающей информации, ее
обработка и анализ.
Условия
реализации
проекта.
(4 часа)
Планирование действий. Источники
финансирования проекта.
Практическая работа № 5.
Составление плана работы.
Практическая работа № 6. Подбор
материалов по теме проекта/
исследования.
Защита проекта.
Поиск информации в электронных
справочных изданиях. Отбор и
сравнение материала из нескольких
источников. Подготовка выступлений
и докладов с использованием
разнообразных источников
информации. Просмотр и обсуждение
учебных презентаций, роликов.
Анализ проблемных учебных
ситуаций. Подготовка и оформление с
помощью компьютерных программ
результатов самостоятельной работы
в ходе учебной и научнопознавательной деятельности.
Поиск информации в электронных
справочных изданиях. Отбор и
сравнение материала из нескольких
источников Формулирование темы,
определение актуальности темы,
проблемы. Формулирование цели и
задач проекта. Выбор предмета и
объекта. Изучение
последовательности выполнения
операций. Просмотр и обсуждение
учебных фильмов, презентаций,
роликов. Анализ проблемных учебных
ситуаций. Подготовка и оформление с
помощью компьютерных программ
результатов самостоятельной работы
в ходе учебной и научнопознавательной деятельности.
Выполнение работ практикума.
Поиск информации в электронных
справочных изданиях. Отбор и
сравнение материала из нескольких
источников. Составление с помощью
различных компьютерных средств
обучения плана, тезисов, резюме,
аннотации, аннотированного обзора
литературы и др. Просмотр и
обсуждение презентаций.
Подготовка и оформление с помощью
компьютерных программ результатов
самостоятельной работы в ходе
учебной и научно-познавательной
деятельности. Выполнение работ
практикума.
Средства обучения и воспитания
Список литературы
1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление /
Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/
Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и др.; под ред.
Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В.
Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996.
4. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.
Начальная школа / авт.-сост. Л. В. Годовникова,
И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.
5. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. —
Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
6. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников.
5—11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО,
2014.
7. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Перельман. — М.:
Аванта+, 2013.
8. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога,
работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под
ред. М. С. Староверовой. — М.: Владос, 2014.
9. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в
Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 /
П. А. Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991.
10.Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.:
НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский институт,
2011.
Интернет-ресурсы
1. Официальный информационный сайт строительства Крымского моста
(http://www.most.life/).
2. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
3. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
4. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
5. Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцыроссии.рф/
organizations/55619/info).
6. Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/
activities/).
7. Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
8. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
9. Объект и предмет исследования — в чём разница? (https://
nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).
10. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
11. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
12. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
13. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
14. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
15. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/
mini-pererabotka-plastika).
16. Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyayadevoch-ka-postroilarobota-kotoryy/).
17. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
18. Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/
psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
19. Проведение опросов (http://anketolog.ru).
20. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
21. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
22. Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-montazha-video).
23. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018)
«О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).