МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №7
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
Заместитель директора по УВР Директор
_________________Мальцева Н.В.
_____________Кутенкова Г.Н.
_________________Мальцева Н.В.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.
Приказ №120
от «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Основы педагогики и психологии»
для обучающихся 11 классов
Новошахтинск 2023
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№
Название раздела программы
страница
1
Введение
2
Пояснительная записка
3
Место учебного предмета в учебном плане
5-6
4
Содержание учебного предмета*
6-7
5
Планируемые результаты учебного предмета*
(Личностные)
7-8
6
Планируемые результаты учебного предмета*
(Метапредметные)
8-9
7
Планируемые результаты учебного предмета*
(Предметные)
10-12
8
Тематическое планирование*
12-17
3-4
5
*Раздел является обязательной структурной единицей рабочей программы!
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе усиливается внимание к человеку как субъекту личной и
социальной жизни, государственная политика активно разворачивается к проблеме создания
и сохранения человеческого капитала, развития персонализированной помощи в области
здравоохранения и образования. Однако недостаток компетентных специалистов в
человекоцентрированных областях экономики во многом связан с процессом отбора,
подготовки и сопровождения педагогических кадров. В настоящее время поколение Z имеет
много возможностей для саморазвития, но порой молодые люди теряются в больших
потоках информации и боятся ошибиться в выборе жизненного пути. Соответственно,
возрастает значимость помощи им на всех этапах выстраивания собственной
профессионально-образовательной траектории. Согласно опросам ВЦИОМ (2021), среди
старшеклассников возрастает запрос на получение дополнительных навыков. Молодые
люди 14–17 лет хотели бы обучаться на курсах повышения личной эффективности (25%),
профориентации (23%), по 20% интересовались курсами по развитию коммуникативных
навыков и курсами по развитию управленческих навыков
Традиционно вопросы профориентации актуализировались для школьников старших
классов, однако статистика показывает, что к моменту окончания школы большинство
выпускников не имеют четких предпочтений относительно будущей профессии и
доминантой выбора вуза являются скорее прагматичные, а не социально-личностные
факторы. Тем не менее активное развитие социальных проектов, волонтерского движения и
высокий уровень откликаемости общества на проблемы разных людей свидетельствуют о
востребованности работы в социальных сферах, в том числе в педагогической профессии. В
связи с этим процесс сопровождения профессионально-личностного самоопределения
школьников целесообразно начинать как можно раньше, выявляя и помогая тем, кто может
работать в человекоцентрированных профессиях по призванию. В эпоху активного развития
Интернета, цифровых технологий и накопления огромного массива информации
репродуктивная модель образования перестает отвечать запросам и ученика, и общества.
Продуктивная школа – это школа исследования, проектирования, кейс-стади, командной
работы, свободного поиска в информационных средах. Современный педагог – это человек,
способный помочь растущему ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей
индивидуальности. Однако у предыдущего поколения специалистов не было опыта жизни в
VUCA-мире (1987, аббревиаура первых букв (англ.): volatility – нестабильность,
изменчивость; uncertainty – неопределенность; complexity – сложность; ambiguity –
неоднозначность), что ставит перед системой образования задачу ускорить процесс
подготовки будущих учителей, родившихся в цифровую эпоху. Основная ролевая позиция
учителя, способного обучать детей цифрового поколения, – «организатор
самообучающегося сообщества» (П. Сенге), хорошо ориентирующийся в информационной
среде и сопровождающий ребенка на его персональном образовательном пути
Актуальность введения курса: в настоящее время престиж педагогической профессии
имеет тенденцию к стремительному падению. Это выражается, с одной стороны, в
интенсивном оттоке преподавателей из образовательных учреждений. С другой стороны,
уменьшается количество выпускников педагогических учебных заведений, намеренных
работать по полученной специальности. Такая сложная ситуация связана, в первую очередь,
со сложившейся в нашей стране непростой социально-экономической обстановкой. Однако
сегодня для общества становится все более очевидным, что улучшение жизни связано с
деятельностью системы образования. Неслучайно XXI век – век образования – выдвигает в
3
качестве главной общественной фигуры фигуру учителя, но учителя, который отвечал бы
современным запросам нашего общества. Поэтому столь пристально внимание к его
деятельности, а соответственно и подготовке.
Новизна обусловлена тем, что она ориентирована на интерес и пожелания учащихся,
выбравших педагогический профиль обучения, учитываются их возрастные потребности.
Данная программа помогает реализовать возможности в выборе будущей профессии,
стимулирует социальную и гражданскую активность, что позволяет мотивировать их на
развитие необходимых навыков.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Основы педагогики» для обучающихся 10
класса разработана на основе учебно-методических материалов для реализации
образовательной деятельности в классах психолого-педагогической направленности,
разработанных Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с
положениями:
• Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
• Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013г. №26-3С (с
изменениями и дополнениями);
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(с изменениями и дополнениями);
• Приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №7;
• Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2023-2024 учебный год;
• ЛА школы «Положение о рабочей программе».;
• Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2023-2024 учебный год, в котором учтены особенности
образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников
образовательных отношений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 7, в психолого-педагогическом классе введен
элективный «Основы педагогики и психологии», который изучается в объеме 34 часов в год (
1 час в неделю)
4
СОДЕРЖАНИЕ
Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества
1. Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность?
Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести
за собой?
Азбука общения: от А до Я
2. Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути
их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология
лидерства.
Универсальные компетенции для жизни и учебы
3. Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь
уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров.
Проектирование своей истории успеха
4. Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка
достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого.
Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе
5. Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное
образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика.
Практическая психология на каждый день
6. Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении.
Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных
ситуациях.
Институциональная основа современных психологических и педагогических
практик
7. Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования.
Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий.
Волонтерство в педагогике и психологии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты.
8. Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.
9. Формирование у учащихся положительной установки на педагогическую деятельность.
10. Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в
жизни.
11. Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными
видами человеческой деятельности.
12. Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант»,
«гениальность» и что дает основания их различать.
13. Раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой самореализации
личности будущего педагога.
Личностные результаты
5
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию.
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
7. Профессиональное самоопределение школьников, т.е. готовность к осознанному выбору
профиля и ориентация в выбранной профессиональной области.
8. Социально-педагогическое самоопределение в будущем.
Метапредметные результаты
1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4. активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
5. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
3. В результате изучения учебного предмета Введение в педагогику и психологию на
уровне среднего общего образования ( 11 класс) :
Ученик научится:
- применять теоретические знания для решения практических задач, эффективных способов
межличностных коммуникаций.
- индивидуально адаптироваться в учебном процессе, максимально активизировать
познавательную, поисковую и проектно - исследовательсую деятельность;
- самостоятельно мыслить, проявлять инициативу и максимально реализовать способности;
- формировать умения высказывать собственное мнение, творчески овладевать знаниями,
умениями и навыками;
- формировать собственную личностную позицию.
знать: основные понятия педагогической науки, место и роль педагогики в системе наук,
ориентироваться в педагогической информации;
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
- способам сбора фактического материала /лангитюдным, сравнительным, комплексным/;
6
- методам наблюдения;
- методам эксперимента;
- методами опроса /беседы, анкетирования, интервью/; методом теста; методом экспертных
оценок; методами изучения продуктов деятельности; методами самонаблюдения; методами
статистической обработки результатов;
- проективными методиками;
- умениями анализировать музыкальные и художественные произведения, находить ответы на
сложные /проблемные/ педагогические вопросы;
- находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций в системе учитель-ученик;
- умениям создавать психологический портрет личности учителя и многими другими
психологическими и педагогическими навыками;
- осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю;
использовать личностный фактор в организации умственного труда;
владеть
основами
педагогического
воздействия;
- анализировать проблемные педагогические ситуации, делать правильный выбор в общении;
- работать с материалами педагогической литературы.
Формы и виды контроля
Контроль осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным
общеобразовательным программам МБОУ СОШ № 7 (с изменениями и дополнениями на
01.09.2021 г.).
В конце первого полугодия зачетная работа № 1 сочинение-рассуждение ?»
В конце второго полугодия эссе на тему: “Человек, которым я восхищаюсь”.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль
Краткое содержание
Как мы живем и
работаем вместе?
Человек как член
сообщества
Человек, коллектив,
общество. Как
организовать
совместную
деятельность? Как
общаться и работать
вместе? Социальный и
эмоциональный
интеллект. Как вести за
собой?
Навыки эффективного
общения. Культура
виртуального общения.
Конфликты и пути их
разрешения.
Возможности медиации
при разрешении
конфликтов.
Психология лидерства
Азбука общения:
от А до Я
7
Колво
часов
4
Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
5
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Универсальные
компетенции для
жизни и учебы
Проектирование
своей истории
успеха
Где и как
работают
педагоги?
Педагогика в
современном
обществе
Практическая
психология на
каждый день
Институциональн
ая основа
современных
психологических
и педагогических
практик
Искусство навыков XXI
века. Успеваем всё:
современный таймменеджмент. Будь
уверен! Говори!
Навыки
самопрезентации.
Искусство переговоров
Психология
идентичности: кто Я?
Как стать успешным!
Мой карьерный путь.
Папка достижений.
Подготовка портфолио.
Мой успех – успех для
каждого
Семейная педагогика.
Детский сад. Школа.
Дополнительное
образование.
Специальное
образование.
Педагогика для
взрослых. Цифровая
педагогика
Психология в
социальной сфере.
Психология в
образовании.
Психология в
управлении.
Психология и
современное
производство.
Психологическая
помощь в
экстремальных
ситуациях
Общее представление
об институтах.
Нормативная база
современного
образования
(Конституция, Закон,
Стандарт).
Нормативная база
современной
психологии. Этические
нормы профессий.
Волонтерство в
8
5
5
5
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
5
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
5
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Итоговый контроль (проект)
педагогике и
психологии
Всего
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формирование пакета учебно-методических материалов строится в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, теми
задачами, которые ставит для себя конкретная образовательная организация, и теми ресурсами,
которыми она располагает.
Ниже приведен примерный перечень того, что будет применено в МБОУ СОШ № 7 при
реализации профильного психолого-педагогического обучения школьников:
Учебно-методическое пособие «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ», Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия
реализации государственной политики и профессионального развития работников образования
Министерства просвещения Российской Федерации», Москва 2021 год
Методические средства:
• учебные планы, в том числе индивидуальные учебные планы;
• примерная тематика исследований и проектов;
• методические рекомендации по реализации той или иной модели психологопедагогических классов;
• образовательные программы психолого-педагогических классов, включая программы
модулей, курсов, предметов;
• технологические карты занятий, допрофессиональных/профильных проб;
• комплекты оценочных материалов комплексного образовательного результата
(личностных, метапредметных, предметных результатов);
• сценарные планы допрофессиональных/профильных проб;
• методические рекомендации по разработке сценариев, программ смен, дидактических
игр, образовательных и конкурсно-олимпиадных мероприятий;
• разработки мотивационных, коммуникационных тренингов, тренингов на
групповое/межгрупповое взаимодействие, тренингов личностного роста;
• методические рекомендации по организации и проведению онлайн-мероприятий
образовательного или конкурсно- олимпиадного характера;
алгоритм анализа психолого-педагогической ситуации, фильма, произведений
художественной литературы;
• аннотированный список педагогических технологий организации деятельности
обучающихся;
• комплекты разработок ролевых, деловых, имитационных игр, практикумов;
• комплекты диагностических методик.
Дидактические средства:
• медиатека (художественных, документальных, анимационных фильмов, учебных,
научно-популярных программ, виртуальных тренажеров, развивающих игр и другого
образовательного контента);
9
• комплекты раздаточных материалов по проведению ролевых, деловых, имитационных
игр, практикумов;
• настольные, развивающие, обучающие игры;
• сборники психолого-педагогических ситуаций.
10