МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Мальцева Н.В.
______________Кутенкова Г.Н.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________Мальцева Н.В.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №100
от "29" августа 2022 г.
от "29" августа 2022 г.
от "30" августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составители: Борейко Ольга Петровна,
Мамона Мария Михайловна,
Матюк Анастасия Витальевна,
Чернюгова Арина Дмитриевна
учителя начальных классов
Новошахтинск 2022
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№
Название раздела программы
страница
1
Введение
2
Пояснительная записка
8
3
Место учебного предмета в учебной плане
8
4
Содержание учебного предмета*
9
5
Планируемые результаты учебного предмета*
3-8
10-11
(Личностные)
6
Планируемые результаты учебного предмета*
11-12
(Метапредметные)
7
Планируемые результаты учебного предмета*
12-14
(Предметные)
8
Тематическое планирование*
9
Воспитательный потенциал урока
15-22
23
_________________________________________________________________
* Раздел является обязательной структурной единицей рабочей программы
ВВЕДЕНИЕ
Цели изучения учебного курса «Литературное чтение»
В системе предметов общеобразовательной школы курс литературного чтения
реализует познавательную и социокультурную цели.
• познавательная цельсвязана с представлением научной картины мира, частью
которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с
основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и
абстрактного мышления учеников;
• социокультурная цельвключает в себя:
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие
эстетического отношения к жизни;
- развитие воображения, творческих способностей ребенка;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои
мысли, переживания, знания и поступки;
-формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- обогащение представлений ребенка об окружающем мире.
Особенность курса в том, что он опирается на психологическую теорию искусства,
которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением
ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание,
художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой
образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских
переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт,
доступный детям 6-10 лет.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной
взаимосвязи с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый
филологический курс.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для
формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой,
творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить
индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность
сотрудничать с людьми.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может
оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное
чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того
чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного»,
подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в
школе.
Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных
классах.
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном
государственном стандарте начального общего образования.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно
сформулировать следующие задачи курса:
-формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
-формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника,
словарями, справочниками, энциклопедиями;
-развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить
монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
-формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
-формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения
анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров,
сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
-развитие воображения, творческих способностей;
-формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои
мысли, переживания, знания и поступки;
-обогащение представлений об окружающем мире.
Достижению целей и задач курса литературного чтения активно содействуют такие
подходык его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательнокоммуникативный, информационный, деятельностный.В русле этих подходов был
произведен отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня,
последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации
содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся
принципы:
-семиотический- помогающий детям осознавать родной язык как особую знаковую
систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
- системно-функциональный-способствующий осмыслению структуры родного
языка и предназначенности его основных средств, для решения речевых задач;
-этико - эстетический- направленный на осознание изобразительных свойств языка,
на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и
сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики ее реализации были также учтены
принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности),
рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и документах
Госстандартов.
Принцип развитияпредполагает ориентацию содержания и методики на
стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального
развития и саморазвития ребенка.
Принцип вариативностипредполагает возможность сосуществования различных
подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления
дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку. В учебниках с помощью
маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В
разделе «Содержание программы» вариативная часть программы дается курсивным
шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное
обращение к изучению основных литературоведческих понятий.
Содержание и построение данного курса определяются возрастными особенностями
младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным
жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка
чтения и умения «погружаться» в мир. Это обуславливает особое внимание к принципу
доступностипри отборе художественных произведений для чтения и изучения
художественного произведения. Принцип доступности является общедидактическим
принципом.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса.
Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как
ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к
языку и от языка - к речи.
В целом начальный курс литературного чтения представлен как совокупность
понятий, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для
интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Приоритетным в начальном обучении признается формирование важнейших
коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать, понимать смысл
обращенной к ним устной речи (заданий, вопросов, определений и т.п.), отвечать на
вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К
этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Отмечаются пути и «шаги
продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями,
связанными с метаумениями - понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и
передавать собственные мысли и чувства.
Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной
речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического
строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в
ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и
отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и
коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и
взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать,
говорить) - прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.
Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения
школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений.
Литературоведческие знания и представления вводятся постепенно, они
закрепляются и обогащаются в ходе изучения материала всего курса. Количество
специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и
подготовки учащихся к углубленной работе по теории литературы в средних и старших
классах.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших
школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное
произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств,
использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее
вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные
внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В
соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью
воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости
литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить
чувства и мысли в собственном произведении.
Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи.
«Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не
преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определенное
место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного
самовыражения учащихся.
Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и творческих
работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений
для внеклассного чтения.
Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и
выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он
ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к этому стимулируется
включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует
пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике четвертого класса отдельно
дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того,
учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и
отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно
ориентироваться в них.
Обсуждению произведений включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются
фрагменты уроков и целые уроки.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства,
которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением
ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание,
художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой
образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских
переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение
художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных
знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими
учебными дисциплинами.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении
литературному чтению играет целенаправленная работа по формированию у младших
школьников универсальных учебных действий(УУД), которые способствуют развитию
учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно
работать с учебной книгой.
В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с
целью мотивации как к изучению курса литературного чтения в целом, так и к изучению
отдельных разделов и тем, даны произведения ситуативного характера, активизирующие
творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности
художественных произведений.
Произведения для уроков подобраны в деятельностном ключе и стимулируют у
учащихся формирование как регулятивных действий(целеполагания, планирования,
ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных
действий(«чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов
решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в
лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы,
плакаты и пр.).
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативнуюнаправленность, что
предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных
разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их
функции в речи.
В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает
воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения,
обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием
духовного богатства народа, создающего язык.
Работа в паре. Работа в паре постоянного состава — это такая форма работы
учащихся, при которой два ученика в течение заданного времени осуществляют
совместную работу над учебным материалом. Роли учеников при выполнении задания
могут быть разными, поэтому должна иметь место смена ролей. В первом классе задания,
выполняемые в паре, являются простыми по структуре и небольшими по объему.
Дифференцированные задания. Среди заданий для формирования различных
учебных навыков присутствуют блоки заданий, дифференцированных по уровню
сложности. Предполагается, что каждый ученик сможет выбрать из данного набора
заданий то, которое соответствует его силам.
Интеллектуальный марафон. Под этой рубрикой в учебнике находятся задания
повышенной сложности, а также задания на применение полученных знаний в
нестандартных ситуациях. Эти задания располагаются в вариативной части учебника.
Главная цель «интеллектуального марафона» — развитие мыслительной деятельности
учащихся.
Творческие работы. Эти задания вариативной части учебника направлены на
развитие творческого мышления учащихся.
Информационный поиск.Успешное обучение ребенка в современной школе во
многом определяется его информационной грамотностью, то есть способностью находить
информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную, использовать информацию и
обмениваться ею с другими, а также создавать новую. Для учащихся первых классов (в
силу небольшого объема их знаний и умений) поиск необходимой информации во многом
затруднен. Поэтому источниками информации для них становятся, прежде всего, взрослые
(учителя, члены семьи, старшие товарищи).
Проектная деятельность. Проектная деятельность проводится после прохождения
всех тем учебника по литературному чтению, то есть в конце учебного года.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями
младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным
жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка
чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и
зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и
определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в
курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у
школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе
обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию
определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в
нужном
направлении,
рассмотрение
определённой
проблемы,
переживание
эмоционального состояния, то есть предрасположенностью к восприятию определения
формируется внутренняя речь.
В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи
художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных
писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека,
формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов,
которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших
школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное
произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств,
использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее
вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные
внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В
соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью
воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости
литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить
чувства и мысли в собственном произведении.
В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги
отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных
возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми,
телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных
факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий,
способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется
включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует
пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены
задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения,
предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику
«Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система
заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся
получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных
произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно
ориентироваться в них.
Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения,
посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах
внеурочной творческой деятельности.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства,
которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением
ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание,
художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой
образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских
переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение
художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных
знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими
учебными дисциплинами.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 4 класса
разработана на основе ООП НОО ФГОС - 21 с использованием УМК «Планета знаний» под
редакцией И. Петровой и авторской программыЭ.Э.Кацпо литературному чтению, 4 класс, (
Э.Э.Кац«Литературное чтение» -М.: АСТ: Астрель;2018 г.) в соответствии с положениями:
• Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября
2013г. №26-3С(с изменениями и дополнениями);
• Приказа Минпросвещения России от 06.10.2009 года № 373 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями);
• Приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от 28.09.2020
№28
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ №7;
• Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
• ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
• Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором
учтены особенности образовательного учреждения, образовательные
потребности и запросы участников образовательных отношений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа ориентирована на изучение литературного чтения на базовом
уровне. Согласно учебному плану на изучение литературного чтения в 4 классеотводится
102 часа из расчета 3 часа в неделю. Программа будет реализована за 99 часов, так как
согласно расписанию уроков, на 2022-2023 учебный год происходит потеря учебных
часов, приходящихся на 23.02.2023, 01.05.2023,08.05.2023,09.05.2023, объявленных
Постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2023 году» от
29.08.2022 г. N 1505, праздничными днями.
Недостающие часы будут компенсированы за счет уменьшения количества часов на
изучение тем: «Слово о родной земле» (с 11 до 10 часов), «Авторские сказки» (с 15 до 14
часов), «Народные сказки» (с 11 до 10 часов), «Мир детства» (с 15 до 14 часов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Фольклор(устноенародноетворчество): Мифы , Народные сказки, Былины
Мифы
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»;
славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»;
армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».Самостоятельное
чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный
ковровщик».
Былины
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А.
Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
2 Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг
«Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
3. Басни
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп
«Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и
кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; ЦиприанГодебский
«Дуб и деревца».
4. О Родине и ее истории: Слово о родной земле, О прошлом Родины, Прошла по
земле война.
Слово о родной земле
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С.
Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И.
Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя
родина».
О прошлом Родины
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная
историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А.
Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А.
Ахматова «Памяти друга».
5. О добре и красоте
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов
«Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К.
Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».
6. Мир детства
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин
«Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с
костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А.
Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
7. Удивительные приключения
Р.Распэ
«Приключения
барона
Мюнхаузена»
(главы);
Д.Свифт
«ПутешествиеГулливера»(отрывок).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение литературного чтения в 4 классе дает возможность обучающимся достичь
следующих результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают
освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине
- России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в
культуре общества;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
- освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности
и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
- выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
- проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
- понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
- овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
- потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
- сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
- объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; — определять
существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам,
жанрам и видам;
- находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных учителем вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое,
причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный
материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные
задания с опорой на предложенные образцы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной
области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
- осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего
развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных
ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться
в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
- демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества: формировать собственный круг чтения;
- читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные
виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое
выборочное);
- читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
- различать художественные произведения и познавательные тексты;
- различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от
эпического;
понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том
числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
- различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
- соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные
сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы
России и стран мира;
- владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять
тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять
связь событий, эпизодов текста;
- характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные
характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному
критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к
героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения
их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи
событий, явлений, поступков героев;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение,
метафора);
- осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный
герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод,
смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос,
образ);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского
литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и
письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного
текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
- составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать
(устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица
рассказчика, от третьего лица; — читать по ролям с соблюдением норм произношения,
расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
- составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя
разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный
текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
- составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
- сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от
имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее
10 предложений);
- использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку,
оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
- выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
- использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с
учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п.п.
1.
Тема
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы по
теме:фольклор
(устное
народное
творчество)
Фольклор
(устное
народное
творчество:
Мифы (8
ч),Народные
сказки (10ч),
Былины (7ч.)
Основные виды деятельности
Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности
обучающихся.
MEGABOOK (megabook.ru)
Литературное чтение – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
https://audioskazki-online.ru/rasskazy
Фольклор как народная
духовная культура.
Представлениео многообразии
видов фольклора: словесный,
музыкальный, обрядовый
(календарный). Понимание
культурного значения
фольклора для появления
художественной литературы.
Обобщение представлений о
малыхжанрах фольклора.
Сказочники. Собиратели
фольклора(А. Н. Афанасьев,
В. И. Даль). Углубление
представлений о видах сказок:
о животных, бытовые,
волшебные. Отражение в
произведениях фольклора
нравственных ценностей, быта
и культуры народов мира.
Сходство фольклорных
Разговор перед чтением: обсуждение вопросов: «Что такое
фольклор?», «Какие произведения относятся к фольклору?»,
объяснение, приведение примеров.
Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенных произведений
малых жанров фольклора, определение жанра, объяснениеи ответ на вопрос «К
каким жанрам относятся эти тексты?»,аргументация своего мнения.
Работа со схемой «чтение» информации, представленной в схематическом виде,
обобщение представлений о видах сказок, выполнение задания «Вспомните и
назовите произведения».
Чтение вслух и про себя (молча) фольклорных произведений (народных сказок),
определяя мотив и цель чтения, отвечая на вопрос: «На какой вопрос хочу
получить ответ, читая произведение?», различение реальных и сказочных
событий в народных произведениях.
Учебный диалог: осознание ценности нравственно-этических понятий для всех
народов: трудолюбие, дружба, честность. Наблюдение за особенностями
построения волшебной сказки (зачин, троекратные повторы, концовка), выделение
смысловых частей сказки в соответствии с сюжетом, определение
последовательности событий в произведении, поиск устойчивых выражений.
Составление номинативного плана.
Пересказ (устно) содержания подробно.
Работа в группе (совместная деятельность): сочинение сказок
2.
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по теме:
«Авторские
сказки»
Авторские
сказки(14ч.)
произведений разных народов
(по аналогии), проведение конкурса на лучшего знатока фольклорных жанров.
по тематике, художественным
Поиск дополнительной информации о собирателях фольклора,
образам и форме («бродячие»
представление своего сообщения в классе.
сюжеты)
Разговор перед чтением: история возникновения былин, ихособенностей
Расширение представлений о
(напевность, протяжность исполнения).
былине какэпической песне о
Слушание былин об Илье Муромце былины «Как Илья Муромец богатырём
героическом событии.
стал», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», контроль восприятия
Герой былины -защитник
произведения: ответы на вопросы по фактическому содержанию текста.
страны.Образы русских
Учебный диалог: обсуждение главной мысли былинного эпоса —
богатырей: ИльиМуромца,
стремление богатырей защищать родную землю.
АлёшиПоповича, Добрыни
Работа с текстом произведения: анализ сюжета былины (реальность и
Никитича (где жил,чем
сказочность событий), ответы на вопросы, наблюдение
занимался,какими качествами
за особенностями языка (устаревшие слова, повторы, эпитеты,гиперболы),
обладал). Средствахудожестнахождение устаревших слов (архаизмов), подборк ним синонимов.
веннойвыразительности
Работа в парах (поисковое выборочное чтение): характеристикарусского богатыря
в былине: устойчивыевыраже(реальность и сказочность героя).
ния, повторы, гипербола.
Пересказ былины от лица её героя.
Устаревшие слова, их место
Работа в группе (совместная работа): сравнение волшебнойсказки и былины
былине и представление в
(тема, герои, наличие волшебства), оценкарезультатов работы группы.
современнойлексике.
Народные былинно-сказочные
темы в творчестве В. М.
Васнецова
Библиотека Максима Машкова (lib.ru)
Литературное чтение – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
https://audioskazki-online.ru/rasskazy
Расширение представления о
литературных сказках А. С.
Пушкина в стихах: «Сказка о
царе Салтане, о сыне его
Работа с текстом произведения А.С. Пушкина (изучающее и поисковое
выборочное чтение): анализ сюжета, повтор как основа изменения сюжета,
характеристика героев (положительные или отрицательные, портрет),
волшебные помощники, описание чудес в сказке, анализ композиции.
славном и могучем богатыре
князе ГвидонеСалтановиче и о
прекрасной царевне-Лебеди».
Фольклорная основа авторской
сказки.
Положительные
и отрицательные
герои, волшебные
помощники, язык
авторской сказки.
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«Басни»
Разговор перед чтением: уточнение представлений о жанре сказки, расширение
знаний о том, как и почему из глубины веков дошли до нас народные сказки,
первые авторы литературных сказок.
Слушание и чтение литературных сказок;Н.С. Гумилёва «Маркиз де Карабас»,
И.К. Чапек «Случай с русалками», Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», О. Кургузов
«Телевизионные макароны», С. Седов «Король женится»
Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания
героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по
аналогии или по контрасту,оценка поступков героев (две-три сказки по выбору).
Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям,поступкам, описанным
в сказках.
Расширение представлений о
Анализ сюжета рассказа: определение последовательностисобытий,
героях литературных сказок
формулирование вопросов (в том числе проблемных)по основным событиям
(произведения). Связь
сюжета, восстановление нарушеннойпоследовательности событий, нахождение в
литературной сказки
тексте заданногоэпизода, составление цитатного плана текста с
с фольклорной: народная речь
выделениемотдельных эпизодов, смысловых частей.
— особенность авторской
Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов,
сказки. Иллюстрации
смысловых частей.
в сказке: назначение,
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно.
особенности
Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и
сформированности специальных читательских умений. Проверка и оценка своей
работы по предложенным критериям.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
написание аннотации к самостоятельно прочитанному произведению.
Составление (письменно) рассказа-рассуждения «Моя любимаялитературная
сказка», раскрытие своего отношения к художественной литературе.
Библиотека Максима Машкова (lib.ru)
Литературное чтение – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
https://audioskazki-online.ru/rasskazy
Представление о басне как
лиро-эпическом жанре.
Расширение круга чтения басен
на примере произведений А. И.
Крылова, Эзопа, И.И.
Дмитриева, А.Е. Измайлова,
Томаса де Ириарте.
Басни стихотворные
и прозаические. Развитие
событий в басне, её герои
(положительные,
отрицательные). Аллегория в
баснях. Сравнение басен:
назначение, темы и герои,
особенности языка
Разговор перед чтением: история возникновения жанра, Эзоп — древнегреческий
баснописец, его басни, рассказ о творчестве И. А. Крылова.
Слушание и чтение басен: И. А. Крылов «Трудолюбивый медведь»,
«Любопытный», «Ворона и лисица», «Лисица и виноград», Эзоп«Ворона и
лисица», И.И. Дмитриев «Рысь и крот», А.Е. Измайлов «Филин и чиж», Томаса де
Ириарте «Утка и змея» , подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает
автор?».
Работа с текстом произведения: характеристика героя (положительный или
отрицательный), понимание аллегории, работаиллюстрациями, поиск в тексте
морали (поучения) и крылатых выражений.
Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением
интонационного рисунка произведения (конкурс чтецов «Басни русских
баснописцев»).
Дифференцированная
работа:«чтение»
информации,
представленной в схематическом виде, обобщение представлений о баснописцах,
выполнение задания «Вспомните и назовите».
Групповая работа: проведение конкурса на инсценированиебасен.
Поиск книг И. А. Крылова, рассматривание и чтение их, анализ
библиографического аппарата книги: обложка, оглавление, предисловие,
иллюстрации, составление аннотации
Библиотека Максима Машкова (lib.ru)
Литературное чтение – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
https://audioskazki-online.ru/rasskazy
3.
Басни (7ч.)
4.
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«О Родине и
ее истории»
Любовь к Родине и её
О Родине и её
история –важные темы
истории:
произведений литературы.
Слово о родной
Чувство любви к Родине,
земле (10ч),
сопричастность к прошлому и
О прошлом
настоящему своей страны,
Родины (7ч),
главные идеи нравственные
Прошла по
земле война (6ч) ценности,выраженные в произ-
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания
произведений в этом разделе, установление мотива изучения.
Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений, понимание их
фактического содержания и ответы на вопросы по содержанию текста, осознание
нравственно-этических понятий: любовь к родной стране и земле.
Слово о родной земле: Ю.Яковлев «Мама», М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется
желтеющая нива», С.Есенин «С добрым утром!», М.Пришвин «Моя Родина», И.
Северянин «Запевка», И.С. Никитин «Русь»,
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«О добре и
красоте»
ведениях о Родине.
О прошлом Родины: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», Народные
Образ Родины в стихотворных
исторические песни, К.Ф Рылеев «Иван Сусанин».
и прозаических произведениях
Прощла по земле война: А.Ахматова «Мужество», Б.Полевой «Последний день
писателей и поэтов ХIХ и ХХ
Матвея Кузьмина», А. Твардовский «Рассказ танкиста»
веков.
Учебный диалог: обсуждение вопроса «С чего начинается Родина?», объяснение
Осознание нравственносвоей позиции, сравнение произведений, относящихся к одной теме, но разным
этических понятий: любовь к
жанрам.
родной стороне, малой
Работа с текстом произведения: анализ заголовка, определение темы, выделение
родине, гордость за красоту и
главной мысли, осознание идеи текста, нахождение доказательства отражения
величиесвоей Отчизны.
мыслей и чувств автора.
Обогащение знаний об
Упражнение в выразительном чтении, соблюдение интонационного рисунка
Отечественной войне.
(пауз, темпа, ритма, логических ударений)
Формирование умений
в соответствии с особенностями текста для передачи эмоционального настроя
привлекать собственный
произведения.
жизненный опыт в процессе
Наблюдение и рассматривание иллюстраций и репродукцийкартин, соотнесение
анализа литературного
их сюжета с соответствующими фрагментами текста: озаглавливание.
произведения, соединять
Обсуждение вопросов, например, «Какие слова из произведения подходят для
систему образов произведения с
описаниякартины?», «Какие слова могли бы стать названием картины?».
его главной мыслью
Составление рассказа-описания по картине:
Роль и особенности заголовка
В.В. Моторин «Дмитрий Донской»
произведения. Репродукции
Составление выставки книг на тему Родины и её истории
картин как иллюстрации к
произведениям о Родине.
Использование средств
выразительности при чтении
вслух: интонация, темп, ритм,
логические ударения
Библиотека Максима Машкова (lib.ru)
Литературное чтение – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
https://audioskazki-online.ru/rasskazy
5.
О добре и
красоте (6 ч)
Электронные
Лирические произведения как
способ передачи чувств людей, Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов,
автора.
выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении,
Картины природы в
наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и
лирических стихотворных и
выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения,
прозаических произведениях
характеристика звукописи, определение вида строф.
писателей и поэтов ХIХ и ХХ
Сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор
веков.: А. А.Фета,И.А.Бунина,
синонимов к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование
А. Н.Майкова,Н. А. Некрасова, выбора автора. Рассматривание репродукций картин и подбор к ним
К.Г. Паустовского, Х.К.
соответствующих стихотворных строк. Картина И. И. Шишкина «Рожь».
Андерсена, А. Ахматовой.
Составление выставки книг на тему «Картины природы в произведениях поэтов
Чувства, вызываемые
ХIХ-XX веков»
лирическими произведениями.
Средства выразительности
в произведениях лирики:
эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения. Звукопись, её
выразительное значение.
Олицетворение как одно из
средств выразительности
лирического произведения.
Живописные полотна как
иллюстрация к лирическому
произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в
тексте-описании (эпитеты,
сравнения, олицетворения), в
изобразительном искусстве
(цвет,
композиция),произведениях
музыкального искусства (тон,
темп, мелодия)
Библиотека Максима Машкова (lib.ru)
6.
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«Мир
детства»
Мир детства
(14ч)
Литературное чтение – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
https://audioskazki-online.ru/rasskazy
Дети — герои произведений:
раскрытие тем «Разные
детские судьбы», «Дети на
войне». Отличие автора от
героя и рассказчика. Герой
художественного
произведения: время и место
проживания, особенности
внешнего вида и характера.
Историческая обстановка как
фон создания произведения:
судьбы крестьянских детей,
дети на войне.
Основные событиясюжета,
отношение к ним героев
произведения. Оценка
нравственных качеств,
проявляющихся в военное
время.
Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения(вслух или про
себя (молча), удерживание учебной задачии ответ на вопрос «На какой вопрос
хочу получить ответ, читаяпроизведение?», обсуждение событий из истории
страны: жизнькрестьянских детей, нелёгкие судьбы детей в период войны.
Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детейв разное:Н.А.
Некрасов «Крестьянские дети», Л.Н. Толстой «Детство», И.А. Бунин «Детство»,
М. Твен «Великолепный маляр», В.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой», М.
Цветаева «Наши царства», Р.Л. Стивенсон «Страна кровати», А. П. Чехов
«Мальчики»,
Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая жизнь крестьянских
детей, на войне ребёнок становится раньше времени взрослым, понимание
нравственно-этического смысла понятий «ответственность», «совесть»,
«честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос «Какие качества мы ценим в
людях?» (с примерами из текста произведений).
Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики
персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств
изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему
виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами
героев, определение авторского отношения к героям. Анализ заголовка.
Упражнение в составлении вопросов к произведению. Анализ сюжета рассказа:
определение последовательности событий, формулирование вопросов по
основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана
текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей, определение
завязки, кульминации, развязки (композиция произведения)
Упражнения в выразительном чтении небольших эпизодов с соблюдением
орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух.
Пересказ (устно) произведения от лица героя или от третьего лица.
7.
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«Удивитель
ные
приключения»
Удивительные
приключения
(10ч)
Библиотека Максима Машкова (lib.ru)
Литературное чтение – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Литературное чтение – 4 класс (rosuchebnik.ru)
https://audioskazki-online.ru/rasskazy
Расширение круга
чтения произведений
зарубежных писателей.
Приключенческая
литература:
произведения
Дж. Свифта,
Р.Э. Распэ
Разговор перед чтением: установление цели чтения, ответ на
вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».
Чтение литературных сказок зарубежных писателей: Р.Э. Распэ «Приключения
барона Мюнхаузена» (главы из книги), Дж. Свифта «Путешествие в Лилипутию»
(отрывки)
Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания
героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по
аналогии или по контрасту,оценка поступков героев.
Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям,поступкам, описанным
в сказках.
Анализ сюжета сказки: определение последовательностисобытий,
формулирование вопросов по основным событиямсюжета, восстановление
нарушенной последовательностисобытий, нахождение в тексте заданного
эпизода, составлениецитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов,
смысловых частей.Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов,
смысловых частей.
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно.
Работа в парах: чтение диалогов по ролям.
Воспитательный потенциал урока
Воспитательная компонента каждого урока позволит:
устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, активизации их познавательной деятельности;
побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками);
привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, организовывать работу детей социально значимой
информацией – обсуждать, высказывать мнение;
использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры,
дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.,
организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками;
инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность
школьников.