МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Мальцева Н.В.
______________Кутенкова Г.Н.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
____________Мальцева Н.В.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №100
от "29" августа 2022 г.
от "29" августа 2022 г.
от "30" августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составители: Борейко Ольга Петровна,
Мамона Мария Михайловна,
Матюк Анастасия Витальевна,
Чернюгова Арина Дмитриевна
учителя начальных классов
Новошахтинск 2022
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№
Название раздела программы
страница
1
Введение
2
Пояснительная записка
5
3
Место учебного предмета в учебном плане
5
4
Содержание учебного предмета*
5-6
5
Планируемые результаты учебного предмета*
6-8
2-5
(Личностные)
6
Планируемые результаты учебного предмета*
8-9
(Метапредметные)
7
Планируемые результаты учебного предмета*
9-10
(Предметные)
8
Тематическое планирование*
9
Воспитательный потенциал урока
11-16
17
_________________________________________________________________
* Раздел является обязательной структурной единицей рабочей программы
1
ВВЕДЕНИЕ
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим
языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих
образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и
способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения
сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи
средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника,
которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических
отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла
арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность
события).
3. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование
способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения,
математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать
верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации
(примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и
умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и
пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических
знаний в повседневной жизни.
Цели изучения учебного курса «Математика»
Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене,
сформулированных в стандарте начального общего образования:
- математическое развитие младшего школьника;
- освоение начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике.
В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно
сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на
достижение поставленных целей.
Учебные:
-формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе
построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
-формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических
действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между
ними, изучение законов арифметических действий;
-формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений,
использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при
решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных
характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие:
2
-развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления
пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей
школьников;
-развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике
и другим учебным предметам;
-формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых
математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные:
-знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение,
измерение, моделирование) и способами представления информации;
-формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной
в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица,
диаграмма);
-формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной
деятельности;
-формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы:
взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной
деятельности и самооценки.
Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и
продолжается в старших классах.
Это обусловливает концентрический принцип построения курса:основные темы
изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы
сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических
навыков, более высокой степенью обобщения.
Учебный материал обучения выстроен по тематическому принципу- он поделен на
несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько тем.
Отбор содержания опирается на стандарт начального общего образования и традиции
изучения математики в начальной школе. При этом учитываются необходимость
преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные
особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических
способностей обучающихся.
При отборе содержания учитывался принцип целостности содержания, согласно
которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для обучающихся,
включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип
целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта
«Планета знаний».
Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала,
традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к
продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы
опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных
упражнений, уроков, целых тем.
Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет
вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне
отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур,
формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов,
проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и
различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра
и площади и др.). Этот материал не подлежит обязательному усвоению и оцениванию. В
учебном процессе он используется не только с развивающими целями, но и для отработки
обязательных вычислительных навыков. Это позволяет сделать процесс формирования
обязательных навыков разнообразным и вывести его на новый уровень (применение
изученного в новой ситуации, на новых объектах).
3
Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе принцип вариативности- предусматривает дифференциацию, обеспечивающую
индивидуальный подход к каждому ученику. Этот принцип реализуется через выделение
инвариантной и вариативной части содержания образования.
В учебнике ориентиром обязательного уровня обучения могут служить упражнения в
рубрике «Проверочные задания». Вариативная часть включает материал на расширение
знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в
обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса обучающихся.
Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений
обучающихся. Раннее развитие пространственных представлений помогает ребенку
успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных
алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая
обрушивается на него в современном обществе. В учебниках развитие пространственных
представлений реализуется через систему графических упражнений.
Большое значение придается работе с моделями чисел и моделями числового ряда. При
изучении последовательности чисел, состава чисел создаются устойчивые зрительные
образы, на которые обучающиеся будут опираться в дальнейшем при освоении действий
сложения и вычитания.
Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения
задач с практическим содержанием традиционно составляет ядро математического
образования младших школьников.
В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и
устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных
алгоритмов вычислений. Навыки сравнения чисел формируются всеми доступными на
том или ином этапе изучения способами. На начальной стадии обучения сравнение чисел
базируется на модели числового ряда, затем - на знании последовательности называния
чисел при счете, на знании десятичного и разрядного состава чисел, в дальнейшем - на
знании правил сравнения многозначных чисел.
Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом
начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков
устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при
формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата
вычислений и оценке полученного результата.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению
текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо
отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для обучающихся типы задач и
задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль
играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и
умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой).
Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных
представлений обучающихся. Обучение моделированию ситуаций начинается с самых
первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и
продолжается до конца обучения в начальной школе.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
-понимание математических отношений является средством познания закономерностей
существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в
природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование
целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
-математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах
являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники
архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
4
-владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики
позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать
свою точку зрения;строить логические цепочки рассуждений; опровергать или
подтверждать истинность предположения).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по математике для 4 класса разработана на основе
ООП НОО ФГОС - 21 с использованием УМК «Планета знаний» под редакцией И.
Петровой и авторской программы М.И. Башмакова М.Г. Нефёдовойг. по математике, 4
класс, (М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова«Математика» -М.: АСТ: Астрель;2018 г.) в
соответствии с положениями:
• Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября
2013г. №26-3С(с изменениями и дополнениями);
• Приказа Минпросвещения России от 06.10.2009 года № 373 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями);
• Приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от 28.09.2020
№28
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ №7;
• Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
• ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
• Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором
учтены особенности образовательного учреждения, образовательные
потребности и запросы участников образовательных отношений.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану на изучение математики в 4 классе отводится 137 часов из
расчета 4 часа в неделю. Программа будет реализована за 132 часа, так как согласно
расписанию уроков, на 2022-2023 учебный год происходит потеря учебных часов,
приходящихся на 23.02.2023, 08.03.2023, 01.05.2023,08.05.2023,09.05.2023, объявленных
Постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2023 году» от
29.08.2022 г. N 1505, праздничными днями.
Недостающие часы будут компенсированы за счет уменьшения количества часов на
изучение тем: «Деление многозначных чисел» (с 12 часов до 11 часов), «Время и его
измерение» (с 5 часов до 4 часов), «Решение текстовых задач» (с 15 часов до 12 часов).
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Числа и величины (25 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение
чисел.
Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными
единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.
Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами
времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.
2. Арифметические действия (32 ч)
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и
трехзначные числа. Рациональные приёмы вычислений (разложение числа на удобные
слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений,
определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной.
Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение
неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).
Действия с величинами.
3. Текстовые задачи (32 ч)
Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные
величины.
Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных
направлениях; определение объёма работы, производительности и времени работы.
4. Геометрические фигуры и величины (35 ч)
Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб.Параллелепипед. Изображение
геометрических фигур на клетчатой бумаге.
Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и
упорядочивание величин по длине.
Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами
площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра
и площади.
5. Работа с данными (8 ч)
Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор,
передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование
действий (знакомство с понятием «алгоритм»).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение математики в 4 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих
результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему
российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и
российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и
прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах
функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества
(выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с
6
практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических
принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического образования на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием
необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические
закономерности в искусстве.
Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов
её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и
математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими
навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии,
признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для
решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера
экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
• готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, при обретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
• необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
• способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
В результате изучения предмета «Математика» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
- осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям,
для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать,
выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
- применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность
договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и
объективно оценивать свой вклад в общий результат;
- осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
- применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том
числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и
пожилым людям;
7
- работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в
реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих
силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
- оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения
математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
- оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
стремиться углублять свои математические знания и умения;
пользоваться разнообразными информационными средствами для решения
предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие
универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
- устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое;
причина-следствие; протяжённость);
- применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ,
классификация (группировка), обобщение;
- приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения
учебных и житейских задач;
- представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической
записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
- проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса
математики;
- понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; —применять
изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую
информацию в разных источниках информационной среды;
- читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
диаграмму, другую модель);
- представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать
утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
- принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и
источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
- конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;
- использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической
задачи; формулировать ответ;
- комментировать процесс вычисления, построения, решения;
- объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
- в процессе диалогов по обсуждению изученного материала
- задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить
доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
- создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида – описание (например,
геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция
(например, измерение длины отрезка);
ориентироваться
в
алгоритмах:
воспроизводить,
дополнять,
исправлять
деформированные; составлять по аналогии;
8
- самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных
действий;
- выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в
процессе обучения.
2) Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать
их;
- выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
- находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей
преодоления ошибок;
3) Самооценка:
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы
их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным
средствам обучения, в том числе электронным);
- оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
- участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы
(например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов,
приведения примеров и контрпримеров); согласовывать мнения в ходе поиска доказательств,
выбора рационального способа, анализа информации;
- осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их
предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
- находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;
- выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами
письменно (в пределах 100 - устно); умножение и деление многозначного числа на
однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 - устно); деление с остатком письменно (в пределах 1000);
- вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего
действия сложения, вычитания, умножения, деления с многозначными числами;
- использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий;
- выполнять прикидку результата вычислений; осуществлять проверку полученного
результата по критериям: достоверность(реальность), соответствие правилу/алгоритму, а
также с помощью калькулятора;
- находить долю величины, величину по ее доле;
- находить неизвестный компонент арифметического действия;
- использовать единицы величин для при решении задач (длина, масса, время, вместимость,
стоимость, площадь, скорость);
- использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр,
километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки,
неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади
(квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час,
метр в секунду);
9
- использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения
между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью, временем и
объёмом работы;
- определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру
(например, воды, воздуха в помещении), скорость движения транспортного средства;
определять с помощью измерительных сосудов вместимость; выполнять прикидку и оценку
результата измерений;
- решать текстовые задачи в 1-3 действия, выполнять преобразование заданных величин,
выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные
вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать
полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;
- решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение и
т.п.), в том числе, с избыточными данными, находить недостающую информацию (например,
из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать
подходящие способы проверки;
- различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг;
- изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса;
- различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра,
конуса, пирамиды; распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего
мира на плоскость (пол, стену);
- выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на
прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двухтрех
прямоугольников (квадратов);
- распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; приводить пример,
контрпример;
- формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно/двухшаговые) с использованием изученных связок;
- классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленным одному-двум
признакам;
- извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию,
представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных
процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах
повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);
- заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
- использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план,
схема) в практических и учебных ситуациях; дополнять алгоритм, упорядочивать шаги
алгоритма;
-выбирать рациональное решение;
- составлять модель текстовой задачи, числовое выражение;
- конструировать ход решения математической задачи;
- находить все верные решения задачи из предложенных.
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема, раздел курса,
количество часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«Числа и
величины»
Числа и величины
(25 ч)
Предметное содержание
Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся.
Математика – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Математика 4 класс – Яндекс Учебник (https://education.yandex.ru)
Математика 4 класс –Uchi.ru (https://uchi.ru/teachers/lk/main)
Числа в пределах миллиона: чтение, запись, Упражнения: устная и письменная работа с числами:запись
поразрядное сравнение, упорядочение.
многозначного числа, его представление в видесуммы разрядных
Число, большее илименьшее данного числа
слагаемых; классы и разряды; выборчисел с заданными свойствами
на заданное число разрядных единиц, в
(число разрядных единиц, чётность и т. д.).
заданноечисло раз.
Моделирование многозначных чисел, характеристикаклассов и
Свойства многозначногочисла.
разрядов многозначного числа.
Дополнение числа до заданного круглого числа
Учебный диалог: формулирование и проверка истинности
Величины: сравнениеобъектов по массе,
утверждения о числе. Запись числа, обладающегозаданным
длине,площади, вместимости.
свойством. Называние и объяснение свойствчисла:
Единицы массы - центнер, тонна;
чётное/нечётное, круглое, трёх- (четырёх-, пяти-,шести-) значное;
соотношениямежду единицами массы.
ведение математических записей.
Единицы времени (сутки,неделя, месяц, год,
Работа в парах/группах. Упорядочение многозначныхчисел.
век),соотношение между ними.Календарь.
Классификация чисел по одному-двум основаниям. Запись общего
Единицы длины (миллиметр, сантиметр,
свойства группы чисел.
дециметр, метр, километр),площади
Практические работы: установление правила, по которому
(квадратныйметр, квадратный дециметр,
составлен ряд чисел, продолжение ряда, заполнениепропусков в
квадратный сантиметр), вместимости (литр),
ряду чисел; описание положения числа вряду чисел
скорости (километрычас, метры в минуту,
Обсуждение практических ситуаций. Распознавание
метры в секунду); соотношение между
величин, характеризующих процесс движения (скорость,
единицамипределах 100 000. Доля величины
время, расстояние), работы (производительность труда, время
времени, массы, длины
работы, объём работ). Установление зависимостей между
величинами. Упорядочение по скорости, времени, массе.
Моделирование: составление схемы движения, работы.
Комментирование. Представление значения величины в разных
11
единицах, пошаговый переход от более крупных единиц к более
мелким.
Практические работы: сравнение величин и выполнение действий
(увеличение/уменьшение на/в) с величинами. Выбор и
использование соответствующей ситуации единицы измерения.
Нахождение доли величины на основе содержательного смысла.
Дифференцированное задание: оформление математической
записи: запись в виде равенства (неравенства) результата
разностного,
кратного
сравнения
величин,
увеличения/уменьшения значения величины в несколько раз.
Пропедевтика исследовательской работы: определять с помощью
цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру
(например, воды, воздуха в помещении), скорость движения
транспортного средства; определять с помощью измерительных
сосудов вместимостьвыполнять прикидку и оценку результата
измерений
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«Числа и
величины»
Арифметические
действия
(32 ч)
Математика – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Математика 4 класс – Яндекс Учебник (https://education.yandex.ru)
Математика 4 класс –Uchi.ru (https://uchi.ru/teachers/lk/main)
Письменное сложение, вычитание
многозначных чисел в пределах миллиона.
Письменное умножение, деление многозначных
чисел на однозначное/ двузначное число;
деление с остатком (запись уголком) в пределах
100 000. Умножение/деление на 10, 100, 1000.
Свойства арифметических действий и их
применение для вычислений. Поиск значения
числового выражения, содержащего несколько
действий в пределах 100 000. Проверка
результата вычислений, в том числе с помощью
12
Упражнения: устные вычисления в пределах ста и случаях,
сводимых к вычислениям в пределах ста. Алгоритмы письменных
вычислений. Комментирование хода выполнения арифметического
действия по алгоритму, нахождения неизвестного компонента
арифметического действия.
Учебный диалог: обсуждение допустимого результата выполнения
действия на основе зависимости между компонентами и
результатом действия (сложения, вычитания, умножения, деления).
Упражнения: прогнозирование возможных ошибок в вычислениях
по алгоритму, при нахождении неизвестного компонента
арифметического действия
калькулятора.
Равенство, содержащее неизвестный компонент
арифметического действия: запись, нахождение
неизвестного компонента. Умножение и деление
величины на однозначное число
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«Текстовые
задачи»
Текстовые задачи
(32 ч)
Задания на проведение контроля и самоконтроля. Проверка хода
(соответствие алгоритму, частные случаи выполнения действий) и
результата действия. Применение приёмов устных вычислений,
основанных на знании свойств арифметических действий и состава
числа. Проверка правильности нахождения значения числового
выражения (с опорой на правила установления порядка действий,
алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку
результата).
Работа в группах: приведение примеров, иллюстрирующих смысл и
ход выполнения арифметических действий, свойства действий.
Практические работы: выполнение сложения и вычитания по
алгоритму в пределах 100 000; выполнение умножения и деления.
Умножение и деление круглых чисел (в том числе на 10, 100,
1000). Использованиебукв для обозначения чисел, неизвестного
компонентадействия. Поиск значения числового выражения,
содержащего 3-4 действия (со скобками, без скобок).
Наблюдение: примеры рациональных вычислений.
Использование свойств арифметических действий
для удобства вычислений.
Работа в парах/группах. Применение разных способов
проверки правильности вычислений. Использование
калькулятора для практических расчётов. Прикидка
и оценка результатов вычисления (реальность ответа,
прикидка, последняя цифра результата, обратное действие,
использование калькулятора)
Математика – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Математика 4 класс – Яндекс Учебник (https://education.yandex.ru)
Математика 4 класс –Uchi.ru (https://uchi.ru/teachers/lk/main)
Работа с текстовой задачей, решение которой
содержит 2-3 действия: анализ, представление на
модели; планирование и запись решения; проверка
13
Моделирование текста задачи. Использование геометрических,
графических образов в ходе решения задачи.
Обсуждение способа решения задачи, формы записи решения,
решения и ответа. Анализ зависимостей,
характеризующих процессы: движения (скорость,
время, пройденный путь), работы
(производительность, время, объём работы), куплипродажи (цена, количество, стоимость) и решение
соответствующих задач. Задачи на установление
времени (начало, продолжительность и окончание
события), расчёта количества, расхода, изменения.
Задачи на нахождение доли величины, величины по
её доле. Разные способы решения некоторых видов
изученных задач. Оформление решения по
действиям с пояснением, по вопросам, с помощью
числового выражения
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«Геометрические
фигуры и величины»
Геометрические
фигуры и
величины.
(35 ч)
реальности и логичности ответа на вопрос.
Выбор основания и сравнение задач.
Работа в парах/группах. Решение арифметическим способом задач
в 2-3 действия. Комментирование этапов решения задачи.
Практическая работа: нахождение доли величины,
величины по её доле. Оформление математической записи: полная
запись решения текстовой задачи(модель; решение по действиям,
по вопросам или с помощью числового выражения; формулировка
ответа). Разные записи решения одной и той же задачи
Математика – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Математика 4 класс – Яндекс Учебник (https://education.yandex.ru)
Математика 4 класс–Uchi.ru(https://uchi.ru/teachers/lk/main)
Наглядные представления о симметрии. Ось
симметрии фигуры. Фигуры, имеющие ось
симметрии. Окружность, круг: распознавание и
изображение; построение окружности
заданного радиуса.
Построение изученных геометрических фигур с
помощью линейки, угольника, циркуля.
Пространственные геометрические фигуры (тела):
шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; их различение,
называние. Конструирование: разбиение фигуры на
прямоугольники (квадраты), составление фигур из
прямоугольников/квадратов. Периметр, площадь
фигуры, составленной из двух-трёх
прямоугольников (квадратов)
14
Исследование объектов окружающего мира: сопоставление их с
изученными геометрическими формами. Комментирование хода и
результата поиска информации о площади и способах её
нахождения. Формулирование и проверка истинности утверждений
о значениях геометрических величин.Упражнения: графические и
измерительные действия при выполнении измерений и вычислений
периметра многоугольника, площади прямоугольника, квадрата,
фигуры, составленной из прямоугольников.
Практические работы: нахождение площади фигуры, составленной
из прямоугольников (квадратов), сравнение однородных величин,
использование свойств прямоугольника и квадрата для решения
задач. Конструирование, изображение фигур, имеющих ось
симметрии; построение окружности заданного радиуса с помощью
циркуля. Изображение геометрических фигур с заданными
свойствами.
Учебный диалог: различение, называние фигур (прямой угол);
геометрических величин (периметр, площадь).
Комментирование хода и результата поиска информации о
геометрических фигурах и их моделях в окружающем.
Упражнения на классификацию геометрических фигур по
одному-двум основаниям.
Упражнения на контроль и самоконтроль деятельности.
Определение размеров в окружающем и на чертеже на глаз и с
помощью измерительных приборов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы по
теме:«Работа с
данными»
Работа с данными
(8 ч)
Математика – 4 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Математика 4 класс – Яндекс Учебник (https://education.yandex.ru)
Математика 4 класс –Uchi.ru (https://uchi.ru/teachers/lk/main)
Работа с утверждениями: конструирование,
проверка истинности; составление и проверка
логических рассуждений при решении задач.
Примеры и контрпримеры. Данные о реальных
процессах и явлениях окружающего мира,
представленные на столбчатых диаграммах,
схемах, в таблицах, текстах. Сбор
математических данных о заданном объекте
(числе, величине, геометрической фигуре).
Поиск информации в справочной литературе,
сети Интернет. Запись информации в
предложенной таблице, на столбчатой
диаграмме. Доступные электронные средства
обучения, пособия, их использование под
руководством педагога и самостоятельно.
Правила безопасной работы с электронными
источниками информации. Алгоритмы для
решения учебных и практических задач.
15
Дифференцированное задание: комментирование с
использованием математической терминологии. Математическая
характеристика предлагаемой житейской ситуации.
Формулирование вопросов для поиска числовых характеристик,
математических отношений и зависимостей (последовательность
и продолжительность событий, положение в пространстве, формы
и размеры).
Работа в группах: обсуждение ситуаций использования примеров
и контрпримеров. Планирование сбора данных о заданном
объекте (числе, величине, геометрической фигуре).
Дифференцированное задание: оформление математической
записи. Представление информации в предложенной или
самостоятельно выбранной форме. Установление истинности
заданных и самостоятельно составленных утверждений.
Практические работы: учебные задачи с точными и
приближёнными данными, доступными электронными средствами
обучения, пособиями. Использование простейших шкал и
измерительных приборов.
Учебный диалог: «Применение алгоритмов в учебных и
практических ситуациях». Работа с информацией: чтение,
представление, формулирование вывода относительно данных,
представленных в табличной форме (на диаграмме, схеме, другой
модели).
16
Воспитательная компонента каждого урока позволит:
устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их
познавательной деятельности;
побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,
организовывать работу детей социально значимой информацией – обсуждать,
высказывать мнение;
использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры,
дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.,
организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками;
инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
17