АРП НОО (УО вариант 1) мир природы и человека 2-г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

Мальцева Н.В.

УТВЕРЖДЕНО
Директор

Кутенкова Г.Н.

Мальцева Н.В.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №100

от "29" августа 2022 г.

от "29" августа 2022 г.

от "30" августа 2022 г.

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Вариант 1
учебного предмета
«Мир природы и человека»

для 2 класса начального общего
образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Чернильник Татьяна Васильевна
учитель начальных классов

Новошахтинск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебного курса «Мир природы и человека» для 2г класса
разработана в соответствии с положениями:
 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
 Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
 Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013г. №26-3С (с
изменениями и дополнениями);
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ №7;




Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором учтены особенности
образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников
образовательных отношений.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в предметной области «Естествознание» и
служит

пропедевтической

основой

для

изучения

предметов

естествоведческого

характера

«Природоведение», «Биология», «География».
Согласно учебному плану на изучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе отводится 68
часа из расчета 2 часа в неделю. Программа будет реализована за 67 часов, так как согласно
расписанию уроков, на 2022-2023 учебный год происходит потеря учебных часов, приходящихся на
23.02.2023, объявленного Постановлением Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2023
году" от 29.08.2022г. № 1505 праздничными днями.
Недостающий час будет компенсирован за счет уплотнения материала по теме «Живая природа».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Обучение предмета «Мир природы и человека» во 2 классе продолжает носить практическую
направленность, тесно связано с другими учебными предметами, с жизнью, умением использовать
полученные знания в жизни. Процесс обучения организован на наглядной основе, обеспечен
соответствующей системой наглядных демонстрационных пособий для индивидуальной работы
учащейся, а также раздаточным дидактическим материалом и техническими средствами обучения,
проведение дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создание увлекательных
для детей ситуаций.
На уроках «Мира природы и человека» учитель вводит индивидуальное комментирование
предметно-практической деятельности, что способствует формированию и развитию речи учащейся.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе включает следующие
разделы:


сезонные изменения;



живая природа;



неживая природа;



безопасное поведение.

Основной формой организации процесса обучения «Миру природы и человека» является урок.
Ведущей деятельностью работы учителя с учащимся на уроке является индивидуальная работа. При
обучении предмета используются следующие приёмы обучения: сравнение, материализация (то есть
умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях),
демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсия.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,
пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на
основе сведений о живой и неживой природе. При отборе материалов для рабочей программы «Мир
природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной
деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.
С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека»
базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность
постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи
между объектами, явлениями и состояниями природы. С другой стороны, курс «Мир природы и
человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как
«Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Цель учебного предмета «Мир природы и человека» - формирование первоначальных знаний о
живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром

природы и человека.
Задачи предмета «Мир природы и человека»:
-уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об
основных ее элементах;
-на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней
среды;
-вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формировать знания обучающихся о природе своего края;
-формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей
бережному отношению к природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Неживая природа» посвящён изучению воды, её свойств и значения в жизни природы.
Работа осуществляется с учётом познавательных возможностей учащихся, опыты проводятся учителем.
При изучении раздела «Сезонные изменения в природе» используются знания, полученные при
изучении воды, поэтому рекомендуется изучение этого материала в начале учебного года. В процессе
работы по изучению сезонных изменений в природе повторяется материал первого года обучения,
прежде всего роль солнца в смене времён года, но материал расширяется и дополняется, вводятся новые
признаки времён года и изменений в жизни растений и животных. Учащиеся знакомятся с такими
явлениями как заморозки, снегопад и т.д.
Изучая тему «Растения» следует обратить внимание на разнообразие растений, их приспособление к
разным условиям жизни и временам года. При этом у учащихся формируются первичные представления
о влаголюбивых, тенелюбивых растениях, плодах, семенах растений, расширяется словарный запас.
Работая над разделом «Животные» следует обратить внимание на взаимосвязь внешнего вида
животных, их повадок со средой обитания, приспособлению к изменению в природе.
Раздел «Человек» предполагает формирование у учащихся элементарных представлений о строении
и работе пищеварительной системы человека. Внимание учителя должно быть обращено на правила
питания и профилактику пищевых отравлений.
В процессе обучения необходимо использовать различные игровые ситуации. Уроки должны стать
интересны ребенку, приносить радость, уверенность в своих силах.
Сезонные изменения в природе (30 ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота
дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь,
заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление,
таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень.
Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень,
калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими
птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время
года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Словарь: утро, день, вечер, ночь, сутки, похолодание, мороз, заморозки, пасмурно, листопад,
гербарий, снегопад, сосульки, оттепель, капель, туча, ливень, гроза
Неживая природа (7 ч)
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные
представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая,
холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Словарь: прозрачная, текучая, температура, термометр, лед, пар
Живая природа (30 ч)
Растения (11 ч)
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды,
света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании
человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Словарь: корень, стебель, лист, цветок, влаголюбивые, светолюбивые, корнеплод, клубень,
грядки, витамины
Животные (11 ч)
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание,
названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни
животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.
Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания,
питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Словарь: звери, птицы, рыбы, насекомые, домашние, дикие, голова, туловище, крылья, плавники,
лапы, хвост: шерсть, перья, чешуя, окраска, детеныши, птенцы, мальки, икринки
Человек. Безопасное поведение (8 ч)
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник
(элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Словарь: гигиена, утренняя гимнастика, молочные, рыбные, мясные продукты, завтрак, обед,
полдник, ужин
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3)
развитие

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях,

о

насущно

необходимом

жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Мир
природы и человека» на конец обучения во 2 классе:
Минимальный уровень:
- знать и называть времена года;
- узнавать и называть живые и неживые объекты;
- узнавать в природе или на рисунках деревья, кусты и цветы;
- узнавать и называть 4-5 объекта по теме «Овощи и фрукты»;
- узнавать и называть 4-5 объекта по теме «Животные»;
- различать диких и домашних животных
- выделять насекомых из 3-4 объектов по теме «Животные»
- узнавать и называть части растений (корень, стебель, лист);
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- уметь составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых
слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Достаточный уровень:
- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе;
- уметь различать живые и неживые объекты;
- узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты и цветы;
- узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Овощи и фрукты», дифференцировать их;
- узнавать и называть 5-8 объекта по теме «Животные»;
- различать диких и домашних животных на основании изученных признаков;
- узнавать, называть и показывать части растений (корень, стебель, лист);
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание курса

Тематическое планирование

Кол-

Характеристика деятельности обучающегося

во
часов
Сезонные изменения в природе (30ч)
Формирование
Влияние Солнца на смену
представлений о смене времен времен года
года в связи с изменением
положения солнца. Долгота дня
и ночи в зимнее и летнее время.
Сутки. Долгота дня зимой и
Названия
времен
года, летом
знакомство
с
названиями
месяцев.
Наблюдения за изменением
положения солнца в течение
суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование представлений
о явлениях и
состояниях
неживой природы: похолодание,
дождь, заморозки, пасмурно,
первый
снег,
снегопад,
снежинки,
мороз,
лед,
замерзание
водоемов,
потепление, таяние снега, ручьи,
капель, лужи, тепло, жара, тучи,
гроза (гром, молния), теплые
дожди, ливень. Продолжение
наблюдений за погодой.

2

2

Рассматривание рисунков и показ разных времен года,
объяснения по каким признакам определены времена года.
Составление рассказа о влиянии Солнца на смену времен
года. Объяснение пословицы. Заучивание заклички.
Описание действий детей в разное время суток по
иллюстрациям. Деление суток на части. Закрепление названий
приемов пищи в разное время суток. Чтение предложений
(вставляя пропущенные слова). Рассматривание рисунков и
выбор блюд по заданию учителя
Рассматривание рисунка, определение времени года (лета).
Определение времени суток по картинке. Рассматривание
рисунка, определение занятий детей. Перечисление любимых
занятий летом. Объяснение пословицы. Рассматривание
рисунка, определение времени года (зима). Определение
времени суток по картинке. Рассматривание рисунка,
определение занятий каждого члена семьи. Названия
любимых занятий зимой. Составление рассказа о занятиях
семьи

Занятия семьи в течение
суток
Телефоны
экстренных
служб. Звонок по телефону

Осень
Наблюдения за растениями
(деревьями и кустарниками)в
разное время года: тополь, дуб,
сирень,
калина,
шиповник.
Увядание и появление трав,
цветов: одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими
птицами. Подкормка: синица,
сорока.
Появление
весной
грачей, скворцов. Животные в
разное время года: лиса, белка,
еж. Рыбы зимой.
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время
грозы, дождя, при наступлении
Растения
морозов.
осенью
Детские игры на природе,
предупреждение
травм,
несчастных случаев

и

животные

2

Составление рассказа о семье. Рисование по теме «Моя
семья». Выбор любимых занятий по картинкам.
Рассматривание иллюстраций. Разучивание телефонов
экстренных служб. Определение правил вызова врача.
Практическая отработка навыков разговора по телефону

2

Рассматривание рисунка, нахождение признаков лета,
осени. Сравнение схем. Объяснение, почему осенью
становится холоднее. Наблюдения за опаданием листьев.
Объяснение значения слова «листопад». Рассматривание
погоды за окном. Определение погодного явления
Составление рассказа о настроении, вызванном погодой за
окном. Чтение стихотворения. Сравнение листопада с
золотым дождем. Рассматривание картинки. Экскурсия в
художественный музей. Рассматривание картин русских
художников.
Рассматривание
нарисованных
листьев.
Запоминание названий осенних месяцев. Рассматривание
схемы, определение месяцев. Объяснение слова «хмурень».
Сбор и сушка листьев в осенние месяцы, сравнение листьев.
Изготовление поделки из природного материала
Составление рассказа о ягодах, созревающих в сентябре.
Прогулка по школьному участку. Поиск и рассматривание
листьев тополя, дуба, ягод шиповника. Сбор опавших листьев,
их засушивание и наклеивание в тетрадь. Рассматривание
рисунков. Приготовление (в домашних условиях) настоя
шиповника. Рассматривание животных на картинке. Чтение о
подготовке к зиме. Составление рассказа о еже.
Рассматривание и называние животных, впадающих в спячку.
Определение сказок о животных. Закрепление определений
«перелетные
птицы»
и
«неперелетные
птицы».
Рассматривание рисунка. Поиск и показ синицы, сороки.
Объяснение понятия «сорока-белобока». Выбор способов и
продуктов питания зимующих птиц по иллюстрациям

2

Занятия людей осенью.
Правила поведения на улице

2

Определение и выбор одежды по временам года по
рисункам. Определение занятия детей на рисунках.
Составление рассказа об осенней прогулке. Чтение
стихотворения, обсуждение. Объяснение слова «гербарий».
Знакомство с приготовлением блюд из овощей и фруктов.
Практическая работа: помощьвзрослому в приготовлении
овощного супа. Выбор на рисунках овощей для
приготовления супа. Заучивание стихотворения
Разучивание правил поведения на улице. Дифференциация
картинок по правилам поведения на улице. Рисование
картинки по правилам поведения на улице

Зима

2

Растения и животные зимой

2

Нахождение признаков осени, зимы на картинке.
Сравнение схемы. Объяснение слова «снегопад». Дополнение
предложений. Объяснение пословицы. Рассматривание схемы.
Запоминание названия зимних месяцев. Составление рассказа
по теме. Разъяснениеназвания месяца. Чтение стихотворения.
Работа над рисунками к любому четверостишию
Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа о
жизни растений зимой. Рисование зимнего дерева
Чтение текста. Составление рассказа о жизни животных
зимой в лесу. Поиск на рисунке животных, о которых
говорится в составленном рассказе. Описание животного,
изображенного на рисунке. Составление рассказа по теме.
Рассматривание птиц, предположение о их питании зимой.
Отгадывание загадок о животных

Занятия людей зимой

2

Рассматривание рисунков. Нахождение и называние
предметов зимней одежды. Составление рассказа о любимых
зимних играх. Заучивание правил игры «Два мороза». Игра на
прогулке. Чтение дома сказки «Два мороза», ответы на
вопросы. Составление рассказа о заботе о животных и птицах
зимой. Изготовление в домашних условиях кормушки для

Весна

Растения
весной

2

и

животные

2

Занятия людей весной

2

Лето

2

птиц. Определение названий предметов по рисунку.
Отгадывание загадки
Определение времен года, признаков зимы, весны по
рисункам. Объяснение по схемам признаков весны. Чтение и
запоминание правил поведения в природе. Составление
рассказа о правилах поведения на льду. Наблюдение за
набуханием почек на ветках (опыт). Составление рассказа по
рисункам об основных приметах весны
Показ объектов природы на рисунках, ответы на вопросы.
Определение аромата цветов (практическое). Составление
рассказа о цветении березы и тополя. Разучивание названий
растений. Прогулка, экскурсия. Наблюдение за молодой
листвой
на
деревьях.
Нахождение
и
называние
распустившихся цветов. Зарисовка увиденных объектов
природы. Разучивание заклички. Отработка движений ног и
рук при закличке. Составление рассказа по рисунку «Приход
весны»
Рассматривание рисунка (нахождение всех животных).
Составление рассказа об одном из животных

Рассматривание рисунков. Назвать вещи, которые надели
мальчик и девочка. Рассматривание рисунка (как правильно
одеться для похода в лес). Рассматривание рисунка (чем
заняты дети). Составление рассказа о своих любимых
занятиях во время прогулок весной. Чтение стихотворение.
Беседа на темы: что выращивают в огороде, семена овощей,
что сажают в поле, а что в огороде.
Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание схемы,
подумать, почему летом тепло и жарко. Составление рассказа
о птицах. Работа по схемам. Отработка названий летних
месяцев. Нахождение в тексте и запоминание правил
поведения во время грозы

Растения и животные летом

Занятия людей летом.
Профилактика укусов
насекомых

2

Рассматривание рисунков. Чтение текста, запоминание
названия ягод, места, где растут эти ягоды. Составление
рассказа. Рассматривание цветов. Запоминание или чтение их
названия. Сказать, какие из них растут в поле, а какие – в
саду. Рисование рисунка о правилах поведения в лесу.
Рассматривание рисунка, составление по нему рассказа о
летнем лесе
Подсчитывание, сколько на рисунке бельчат, ежат, лисят,
птенцов. Запоминание названия детенышей. Подумать и
сказать, как называются детеныши волка и медведя.
Рассматривание рисунка, подумать и сказать, где живут белка
и леса. Подумать, чем белка кормит своих детенышей

2

Назвать, какую одежду обычно носят летом. Составление
рассказа: какую одежду могут надеть и мальчики и девочки,
почему одежда должна быть легкой, почему летом
обязательно носить головной убор. Рассматривание рисунка
(чем занимаются дети). Назвать любимые летние игры.
Запомнить правила поведения на водоеме. Составление
рассказа, как люди ухаживают за огородом и почему нужно
поливать растения. Рассматривание и чтение названия овощей
и фруктов, назвать любимые. Рассматривание рисунков.
Назвать, что на них изображено. Составление рассказа, как
человек использует эти растения
Рассматривание и называние опасных насекомых.
Слушание текста, ответы на вопросы. Выбор одежды для
похода в лес по картинке

Вода. Простейшие свойства
воды: прозрачность, отсутствие
запаха, текучесть. Первичные
представления о температуре, о
термометре как приборе для
измерения температуры. Вода
горячая, холодная.
Значение воды для жизни
растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег,
лед; река, озеро (пруд),болото

Неживая природа (7ч)
Вода. Вода в природе
2
Рассмотреть рисунок. Проделать опыт. Поставить на стол
несколько емкостей с разными жидкостями (вода, молоко,
томатный сок). Определить, в какой из них находится вода.
Зарисовать опыт в тетради. Подумать, как человек использует
воду. Рассмотреть на рисунках стаканы с водой, обратить
внимание на то, что из опрокинутого стакана вода вылилась.
Подумать, почему трудно взять воду в ладоши. Посмотреть
рисунки, подумать, почему перевернутая банка пуста. Найти и
показать на рисунке стакан с водой. Взять емкости с водой,
соком, кофе. Определить, какая из них не имеет запаха.
Рассмотреть аквариум на рисунке. Рассказать, какая вода в
аквариуме и почему она такая.
Рассмотреть рисунки и прочитать подписи. Закрыть их.
Найти и показать: озеро, болото, пруд. Подумать, какие
животные живут в реках, озерах. Выбрать по рисункам, чем
можно заниматься на водоемах летом, а чем зимой. Подумать
и сказать, в какое время года мы можем наблюдать дождь, а в
какое – снег. Рассмотреть рисунок. Показать и назвать, в
каком виде может быть вода. Проделать опыт. Взять в
морозилке кусочек льда и растопить его. Посмотреть, что
получилось. Нагреть полученную воду до кипения.
Посмотреть, что получилось. Запомнить: горячий пар –
осторожно!

Вода горячая и холодная.
Температура воды

2

Рассмотреть рисунки. Подумать, с помощью чего можно
нагреть воду. Найти и показать на рисунке. Подумать, как
люди используют горячую воду. Рассказать, как из холодной
воды получить горячую воду. Как из горячей воды получить
теплую воду? Какую воду можно использовать для чаепития,
а какую – для полива цветов? Заварить вечером чай вместе со
взрослыми и угостить своих близких
Рассмотреть рисунок. Взять термометр в руки,
понаблюдать за изменениями его показателей. Рассказать, в
каких случаях измеряют температуру тела человека. Для чего
надо знать температуру воздуха? Узнать и записать в тетради:
температуру тела здорового человека, температуру кипения
воды, температуру воздуха зимой и летом

Значение воды. Правила
обращения с горячей водой (в
кране, чайнике)

3

Найти рисунок, где изображены животные, живущие
только в воде. Назвать их. Рассмотреть рисунки. Сказать, что
произойдет с растениями без воды. Рассмотреть, что делают
дети. Подумать и ответить, как они используют воду.
Подумать и сказать, для чего еще можно использовать воду
Объяснение, чем может быть опасна горячая вода.
Составление правил обращения с горячей водой. Запись
правил в тетрадь. Нахождение картинки с изображением
правильного обращения с горячей водой

Живая природа (30ч)
Растения (12ч)

Комнатные
растения.
Названия
и
отличительные
признаки (3–4 растения).
Части
растений:
корень,
стебель,
лист,
цветок.
Необходимость
для
жизни
растений воздуха, воды, света,
тепла. Растения влаголюбивые,
засухоустойчивые: традесканция
и кактус.
Светолюбивые
и
тенелюбивые растения: фиалка и
традесканция.
Уход
за
комнатными
растениями.
Огород. Овощи (3–5 названий),
их
признаки.
Особенности
произрастания.
Овощи
в
питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий).
Названия
и
признаки.
Особенности
произрастания.
Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов
данной местности.
Уход за растениями сада и
огорода

Части
растений

растений.

Жизнь

2

Закрепление знаний о строении растений. Рассматривание
и показ на рисунках частей растений. Рассматривание на
рисунке изделия из соломы. Домашняя поделка из соломы по
образцу. Экскурсия на хлебозавод. Рассматривание рисунка,
называние объектов природы. Чтение и заучивание
стихотворения
Рассматривание рисунка. Составление рассказа по рисунку

Растения: влаголюбивые и
засухоустойчивые,
Светолюбивые и тенелюбивые
растения

2

Рассматривание рисунка. Запоминание слов. Ответы на
вопросы. Зарисовка растения (по образцу, трафарету).
Соотнесение растений по месту обитания.

Комнатные растения.
Уход
за
комнатными
растениями

2

Рассматривание рисунка. Запоминание слов. Нахождение
объектов природы вокруг себя. Определение соответствия по
картинке. Ответы на вопросы
Отработка навыков по уходу за комнатными растениями.
Составление рассказа

2

Рассматривание рисунков. Нахождение и показ объектов.
Определение по рисункам времен года
Определение объектов по рисункам. Отгадываниезагадок.
Чтение стихотворения. Составление рассказа
Рассматривание рисунка. Ответы на вопросы. Описание
предмета с отгадыванием

Овощи
Огород
Овощи в питании человека

Сад
Фрукты
Фрукты в питании человека

2

Называние объектов природы. Составление рассказа по
картинке. Зарисовка и раскрашивание в тетрадиизображения
предметов
Рассматривание рисунка, схемы. Составление рассказа по
рисунку. Описание предмета с отгадыванием
Зарисовка объекта природы. Ответы на вопросы

Уход за растениями сада и
огорода
Правила
безопасного
использования
садового
инструмента

2

Отработка навыков ухода за растениями в саду. Ответы на
вопросы
Нахождение
садового
инструмента
на
картинке,
соотнесение с натуральными объектами. Чтение правил
использования садового инструмента, ответы на вопросы по
тексту. Зарисовка садового инструмента. Показ рисунка,
иллюстрирующего правильное использование инструмента

Дикие
и
Сравнение домашних и диких
животных. Кошка – рысь.Соба- животные
ка – волк. Внешний вид,
Кошка и рысь
питание, названия детенышей,
Породы кошек
повадки, образ жизни, места
обитания. Необходимые условия
для жизни животных: вода,
тепло,
воздух,
пища.
Разнообразие пород кошек и
собак, их повадки.
Собака и волк
Отношение
человека
к
Породы собак
животным.
Рыбы (2–3 названия рыб,
распространенных в данной
местности). Внешний вид, среда
обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и
охрана рыбных угодий

Животные (10ч)
домашние
2
Рассматривание рисунков. Составление рассказа о
домашних и диких животных. Ответы на вопросы
2
Сравнение объектов на рисунке. Ответы на вопросы.
Зарисовка в тетради объекта природы. Заучивание прибаутки.
Составление рассказа об объекте живой природы по плану
Составление рассказа о породах кошек. Отработка навыков
по уходу за животным

2

Рассматривание
рисунка.
Нахождение
объектов,
классификация.
Составление
рассказа
по
рисунку.
Составление рассказа по плану. Отработка навыков
безопасного поведения при встрече с собакой
Показ объектов на рисунке классификация по породе.
Ответы на вопросы

Правила поведения при
контакте
с
домашними
животными

Гигиена
тела
человека,
закаливание.
Питание человека. Органы
пищеварения: ротовая полость,
пищевод, желудок, кишечник
(элементарные представления).
Значение овощей и фруктов
для
правильного
питания
человека.
Пища человека. Правильное
питание.
Профилактика
пищевых отравлений

Рассматривание рисунков, определение правильного
поведения при контакте с домашними животными. Чтение
правил поведения при контакте с домашними животными.
Запись правил поведения в тетрадь
Рыбы
2
Рассматривание схемы. Определение строения объекта
природы. Ответы на вопросы. Зарисовка объекта природы.
Рассматривание рисунка. Нахождение соответствия.
Составление рассказа по рисунку. Прогулка в зоомагазин
Человек (8 ч)
Тело человека
2
Рассматривание
рисунков.
Составление
рассказа.
Отработка навыков физического воспитания
Органы пищеварения
2
Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объекта.
Отработка навыков личной гигиены
Питание человека
2
Рассматривание рисунков. Классификация предметов.
Показ объектов на рисунках. Ответы на вопросы. Составление
рассказа по рисунку. Чтение стихотворения
Правила питания
1
Отработка навыков правильного питания
Профилактика отравлений
1
Отработка навыков профилактики отравлений
2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Матвеева Н.Б., Мир природы и человека. Учебник. 2 класс. Москва «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 3.
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ, ЦОР
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Доска, наглядный материал, раздаточный материал
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».