МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Мальцева Н.В.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Кутенкова Г.Н.
Мальцева Н.В.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №100
от "29" августа2022 г.
от "29" августа 2022 г.
от "30" августа2022 г.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Вариант 1
учебного предмета
«Рисование»
для 2 класса начального общего
образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Чернильник Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
Новошахтинск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебного курса «Рисование» для 2г класса разработана в
соответствии с положениями:
Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013г. №26-3С (с
изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ №7;
Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором учтены особенности
образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников
образовательных отношений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В
соответствии
с
ФГОС
образования
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебный предмет «Рисование» является
обязательным учебным предметом предметной области «Искусство». Согласно учебному плану на
изучение рисования во 2 классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю. Программа будет
реализована за 33 часа, так как согласно расписанию уроков, на 2022-2023 учебный год происходит
потеря учебного часа, приходящегося на 08.03.2023 года, объявленного Постановлением Правительства
РФ "О переносе выходных дней в 2023 году" от 29.08.2022г. № 1505 праздничным днем.
Недостающий час будет компенсирован за счет уплотнения материала по теме блока «Что нужно знать
о цвете и изображении в картине?» с 9 до 8 часов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИСОВАНИЕ»
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее
значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное
воздействие
на
интеллектуальную,
эмоциональную
и
двигательную
сферы,
способствуют
формированию личности ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
«Рисование» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в
области изобразительного искусства, развития их способностей, мотивации к изобразительной
деятельности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РИСОВАНИЕ»
Цели образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Рисование»
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия
формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения впространстве, а также адекватного
отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными
практическими навыкамив повседневной жизни.
Задачи изучения предмета «Рисование» :
• Воспитание интереса к изобразительному искусству.
• Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
• Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса.
• Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах.
Расширение художественно - эстетического кругозора;
• Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их
содержание и формулировать своего мнения о них.
• Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
• Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных материалов,
инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в
нетрадиционных техниках.
• Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
• Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др.,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
• Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу,
по памяти, представлению и воображению.
• Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
• Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя
определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности
(«коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается вследующем:
- коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного
воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объектесущественные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитии аналитических способностей, умений сравнивать,обобщать;
формирование умения
ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять
рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; планировать художественные
работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои
действия;
-коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических
приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
-развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и
воображения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
1. Обучение композиционной деятельности
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2–3 готовых вырезанных изображения
или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями «середина листа»,
«край листа» (верхний, нижний, левый, правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное и вертикальное) в
зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета, размер рисунка
в зависимости от формата листа; наряду со словесной речью учитель использует жесты,
характеризующие направление, протяжённость, подчёркивающие размер предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение).
Обращение внимания на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в
группы по смыслу.
Вырезание силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Составление
узора в полосе с соблюдением чередования формы и цвета его элементов.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией,
при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очерёдности.
2. Развитие
умений
воспринимать
и
изображать
форму
предметов,
пропорции,
конструкцию
Формирование у обучающихся умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от
руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также вертикальные, горизонтальные и
наклонные прямые линии (возможно использование приёма дорисовывания).
Обучение приёмам изображения с помощью опорных точек, а затем от руки геометрических
форм: эталоны круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование приёма
«дорисовывание изображения».
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов
изображения различных деревьев: береза, ель, сосна. Формирование представления и развитие умения
изображать человека в статической позе: человек стоит.
Развитие умения рисовать жилые дома городского типа (с использованием приёма сравнения).
3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи
Обучение приёмам составления зелёного, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов в работе
с акварелью. Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение
приёмам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность
бумаги краской, работая влажной кистью, и т.д.). Закрепление приёма работы с акварелью
«примакивание».
4. Обучение восприятию произведений искусства
Беседа по плану:
1. Кто написал картину?
2. Что изображено на картине?
3. Нравится ли вам картина? Объясни почему.
4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?
Для демонстрации рекомендуется использовать произведения живописи и книжной графики:
картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В.
Конашевича, Е. Рачёва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями,
необходимыми им для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и
характеризуют достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
в
культуру,
овладение
ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты обучения в связи с усвоением учебной программы по изобразительному
искусству:
положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной
реакции («красиво» / «некрасиво»);
оценка собственных возможностей и формируемых умений по передаче свойств объектов
и явлений окружающего мира, а также отражению собственных впечатлений с помощью
изобразительной деятельности;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится» / «не нравится»);
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление чувства радости от восприятия
красоты окружающей действительности;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи;
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
стремление к сотрудничеству в творческой деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой
деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающиеся достигают следующих результатов:
развитие представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;
развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в
художественном творчестве;
овладение элементарными практическими умениями и навыками изобразительной деятельности;
формирование понятий и представлений по изучаемым темам, овладение тематической и
терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении
предметов искусства и народного творчества.
Обучающиеся должны знать:
элементарные сведения о работе художника, скульптора, декоратора, полученные во 2 классе;
основные требования к композиции изображения (рисунке, аппликации) на листе бумаги,
расположенном горизонтально или вертикально;
характерные внешние признаки объектов, передаваемых в лепке, рисунке, аппликации;
правила организации рабочего пространства при осуществлении изобразительной деятельности;
приёмы работы с пластилином, красками, бумагой и ножницами;
речевой материал, изучавшийся в связи с обучением изобразительной деятельности во 2 классе (в
том числе названия изготавливаемых объектов, их частей, характеристика свойств, соотношений и
взаиморасположения объектов и отдельных элементов, названия материалов, инструментов и
описание действий с ними).
Обучающиеся должны уметь:
наблюдать объекты и явления окружающего природного и социального мира, рассматривать
образцы художественного творчества и мастерства;
передавать собственные наблюдения и впечатления через изобразительную деятельность (в лепке,
рисунке, аппликации);
организовывать своё рабочее место с учётом вида предстоящей изобразительной деятельности;
ориентироваться на плоскости листа, оперировать понятиями и словарём, передающими
пространственное расположение объектов на изобразительной поверхности;
проводить прямые и волнистые линии карандашом (фломастером, мелком, кистью) в заданном
направлении, не поворачивая листа; рисовать сразу кистью или фломастером; рисовать от руки
предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; использовать в работе шаблоны и
заготовки по заданию учителя;
повторять и воспроизводить действия учителя при работе над аппликацией, лепке, рисовании;
изображать знакомые предметы с помощью шаблонов, по точкам и самостоятельно;
изображать объекты окружающего мира (деревья, дома), передавая отличительные признаки,
учитывая строение;
передавать фигуру и позу человека в лепке и рисунке;
различать названия и оттенки цветов, смешивать краски (при работе с гуашью), получая составные
цвета;
выполнять работу с опорой на определённую последовательность действий (под руководством
учителя или по заданиям, предложенным в учебнике);
действовать самостоятельно при выполнении знакомых операций и по аналогии;
выполнять узоры в полосе, круге, передавая ритм повторением и чередованием форм и цвета;
передавать основные смысловые связи в рисунке на заданную тему или по рассказу-описанию;
узнавать в иллюстрациях и репродукциях картин знакомых персонажей, проявлять эмоциональноэстетическое отношение к изображённым сюжетам в рисунке, аппликации, скульптуре.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Коммуникативные учебные действия:
- участвовать в диалоге на уроке;
- выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
- умение отвечать на вопросы различного характера;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с взрослыми и одноклассниками на
уроках изобразительной деятельности.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса;
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты);
- работать с учебными принадлежностями (альбомом, карандашом, кисточкой, краской, линейкой) и
организовывать рабочее место под руководством учителя;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе с помощью учителя;
- определить план выполнения заданий на уроках
изобразительного искусства под руководством
учителя;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников с помощью учителя;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных
недочётов.
Познавательные учебные действия:
- ориентироваться в пространстве, на листе бумаги под руководством учителя;
- уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
- называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу),
находить общее и различие с помощью учителя;
- овладение приёмами работы с различными графическими материалами;
- создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под
руководством учителя.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Содержание работы/ Материалы и
инструменты
Основное содержание уроков и виды работ по теме
1-я четверть (8 ч)
Блок 1. «Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень!»
Блок 2. «Что нужно знать о цвете и изображении в картине?»
Вспомним лето.
Ветка с вишнями.
Рисование и лепка
(1 ч)
Задание: рисование и лепка ветки с
вишнями.
Материалы и инструменты: бумага,
гуашь, кисти, образец; картон,
пластилин, стека, образец.
Характеризовать красоту природы, осеннее состояние природы.
Характеризовать особенности красоты осенних листьев, ягод вишни,
учитывая их цвет и форму.
Изображать и лепить ветку с ягодами, глядя на предложенный учителем
образец.
Овладевать живописными навыками работы акварелью, используя помощь
учителя.
Использовать выразительные средства живописи и возможности лепки для
создания образа вишни на ветке.
Овладевать навыками работы в технике лепки. Работать максимально
самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.
Рисунок.
Съедобные грибы
(1 ч)
Задание: рисование летней полянки и
растущих на ней разных грибов.
Материалы и инструменты: бумага,
гуашь, кисти, образец.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы в осеннее время
года, внимательно слушать рассказ учителя.
Изображать грибы, учитывая характерные особенности их формы.
Изображать живописными средствами осеннее состояние природы.
Овладевать живописными навыками работы гуашью. Работать максимально
самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.
Овладевать навыками сравнения, учиться сравнивать свою работу с
оригиналом (образцом).
Знать названия съедобных грибов.
Посмотреть на работу своего товарища, сравнить свою работу с работой
других.
Лепка. Корзина с
разными
съедобными
грибами (1 ч)
Задание: лепка корзины с разными
съедобными грибами.
Материалы и инструменты: картон,
пластилин, стека, образцы корзины и
гриба.
Уметь различать грибы, разные по цвету и форме.
Понимать, что такое простая и сложная форма.
Изображать пластичнымисредствами разные грибы и корзину. Если работу
выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.
Овладевать навыками работы с пластичным материалом.
Получать опыт эстетических впечатлений от красоты природы.
Сравнивать свою работу с работами одноклассников.
Беседа о
художниках и их
картинах (1 ч)
Задание: составить рассказ по картине
известного художника. Рассказать о
характере, настроении в картине. Что
хотел рассказать художник?
Материалы и инструменты:
иллюстрация картины известного
художника.
Понимать, что картина — это особый мир, созданный художником,
наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия
произведений изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины разных художников, рассказывать о
настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом
(радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.)
Усвоить понятие «пейзаж».
Знать имена знаменитых художников.
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на
вопросы по содержанию произведений художников.
Фон
темный,
светлый. Рисунок
зайца (1 ч)
Задание: рассмотреть фон и
изображение в картинке, нарисовать
зайца на фоне зелёной елки.
Материалы и инструменты: акварель,
кисти (белка № 2, белка № 4, бумага,
образец)
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Объяснять, чем внешне отличаются зайки летом и зимой.
Усвоить такие понятия, как «контраст», «фон», «изображение».
Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.
Развивать навыки работы в технике рисунка.
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с другими работами.
Овладевать живописными навыками работы в технике акварели. Работать
самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к учителю.
Краски: гуашь и
акварель.
Рисунок. Листок
дерева (1 ч)
Задание: рисование листа дерева.
Материалы и инструменты: бумага,
гуашь, акварельные краски, кисти для
акварели и гуаши, образец.
Усвоить, чем краска акварель отличается от краски гуашь.
Знать правила работы с гуашью и акварелью.
Научиться правильно смешивать краски во время работы.
Сравнивать форму листа дерева с другими формами.
Находить природные узоры и более мелкие формы.
Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой.
При возникновении трудностей обращаться за помощью к учителю.
Понимать простые основы симметрии.
Видеть ритмические повторы узоров в природе.
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы.
Оценивать свою работу.
Рабочее место для
рисования
красками
акварель.
Рисование фона.
Небо (1 ч)
Задание: рисование фона. Небо.
Материалы и инструменты: бумага,
акварельные краски, палитра, пробник,
кисти для акварели, образец.
Уметь располагать правильно лист при работе с акварелью.
Ориентироваться на плоскости листа с учетом полученных знаний и
рекомендаций учителя.
Усвоить и закрепить понятия (пробник, палитра, валик, просохший рисунок,
яркость тона, блеклость, яркость).
Практика совместной деятельности.
Овладевать живописными навыками работы в технике акварели.
Усвоить понятия: главные и составные цвета.
Освоить практику получения составных цветов.
Рисунок. Фрукты
на столе (1 ч)
Задание: рисование фруктов, лежащих
на столе.
Материалы и инструменты:
акварельные краски, бумага, образец
Уметь различать фрукты и овощи, разные по цвету и форме.
Изображать живописными средствами разные фрукты. Если работу
выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.
Овладевать живописными навыками работы акварелью.
Сравнивать свою работу с работами одноклассников.
2-я четверть (7 ч)
Блок 3. «Человек, как ты его видишь? Фигура человека в движении».
Блок 4. «Наступила красавица-зима. Зимние игры в праздники»
Рисование
фигуры человека
по шаблону
(1 ч)
Задание: рисование фигуры человека
по шаблону.
Материалы и инструменты: бумага
белая, ножницы, клей, цветные
карандаши, фломастеры.
Понимать условность и субъективность художественного образа.
Продолжать осваивать технику работы фломастерами и цветными
карандашами.
Развивать навыки работы в технике вырезания.
Обращаться к учителю, если необходима помощь.
Работать как индивидуально, так и в группе.
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с другими работами.
Беседа о
художниках и их
картинах. Лепка
человека (1 ч)
Задание: лепка фигуры человека.
Материалы и инструменты: картон,
пластилин, иллюстрации картин
известных художников с портретами
людей.
Знать имена знаменитых художников.
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на
вопросы по содержанию произведений художников.
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание,
вытягивание, защипление).
Создавать изображение в технике лепки с передачей пропорций.
Оценивать свою деятельность.
Рисунок. «Мама в
новом платье»
(1 ч)
Задание: рисование рисунка «Мама в
новом платье».
Материалы и инструменты: бумага
белая, цветные карандаши,
фломастеры.
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Выполнять творческое задание согласно условиям.
Анализировать последовательность выполнения рисунка, учитывая
пропорции фигуры.
Создавать композицию рисунка самостоятельно.
Подбирать необходимые цвета для выполнения работы.
Усвоить понятия (гардероб, верхняя одежда, портрет).
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам
своей и их деятельности.
Лепка. Снеговик.
Рисунок.
«Снеговики
во
дворе» (1 ч)
Задание: лепка. Снеговик. Рисунок.
Снеговики во дворе.
Материалы и инструменты: картон,
пластилин, стека, игрушка-снеговик,
дощечки для лепки, альбом для
рисования, цветные карандаши.
Изображать предметы, предложенные учителем.
Уметь находить центр композиции.
Уметь создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем
прижимания друг к другу.
Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Продолжать знакомиться с предметами круглой формы.
Проявлять интерес к лепке, рисунку.
Изображать пластичнымисредствами снеговика с метлой. Если работу
выполнить трудно, обратиться за помощью к учителю.
Овладевать навыками работы с пластичным материалом.
Панорама «В лесу
зимой». Работа с
Задание: панорама «В лесу зимой».
Работа с бумагой и ножницами.
Характеризовать красоту природы, зимнее состояние природы.
Изображать характерные особенности зимнего леса, глядя на предложенный
бумагой и
ножницами.
Аппликация и
рисунок
(1 ч)
Аппликация и рисунок.
Материалы и инструменты: бумага
(обычная и цветная), кисть, акварель,
образцы изображений, ножницы.
учителем образец.
Использовать выразительные средства живописи и возможности аппликации
для создания образов зимней природы, елок.
Усвоить такие понятия, как «сугробы», «заснеженные ели», «бурелом».
Овладевать живописными навыками работы акварелью, в технике
аппликации, используя помощь учителя.
Работать как индивидуально, так и в группе
Рисунок.
Петрушка
(1 ч)
Задание: рисунок «Петрушка».
Материалы и инструменты: бумага
белая, акварель, кисти
Участвовать в обсуждении особенностей работы по созданию рисунка
кукольного персонажа - Петрушки.
Создавать графическими средствами эмоционально-выразительный эскиз
сказочного героя — Петрушки.
Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние
персонажа.
Выполнять рисунок на заданную тему.
Выражать в творческой работе своё отношение к персонажу.
Участвовать в коллективной работе над рисунком.
Обсуждать и оценивать творческую работу в коллективе.
Аппликация
«Хоровод»
(1 ч)
Задание: аппликация. «Хоровод».
Материалы и инструменты: бумага
белая и цветная, ножницы, клей.
Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета, при совмещении
материалов.
Видеть характер формы декоративных элементов.
Овладеть навыками работы в аппликации.
Участвовать в создании коллективных работ.
Понимать роль цвета в создании аппликации.
Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании
нарядов для пляшущих возле елки детей.
Оценивать свою деятельность.
Формировать навыки совместной работы.
3-я четверть (10 ч)
Блок 5. «Любимые домашние животные. Какие они?»
Блок 6. «Дымковская игрушка. Кто и как её делает?»
Блок 7. «Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации».
Блок 8. «Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай»
16.
Разные породы
собак.
Лепка
«Собака» (1 ч)
Задание: Лепка «Собака».
Материалы и инструменты: картон,
пластилин, стека, образец.
17.
Рисунок «Собака»
(1 ч).
Задание: рисунок «Собака».
Материалы и инструменты: бумага
белая, акварель, кисти.
18.
Разные породы
кошек. Лепка
«Кошка» (1 ч)
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Развивать навыки работы в технике лепки.
Продолжать овладевать навыками изображения в объеме (скульптура).
Знать, как называются разные части тела у собаки.
Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание,
вытягивание, защипление, примазывание).
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с другими работами.
Выполнять работу,если не получается, посмотреть, как делают другие.
Объяснять значение понятий «анималистический жанр» и «художниканималист».
Участвовать в обсуждении роли животных в жизни человека, художественных
выразительных средств, используемых художниками для передачи образа
животных в различных материалах.
Выполнять наброски животных с натуры, по памяти и представлению.
Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоциональноценностное отношение к образу животного.
Следовать в своей работе условиям творческого задания.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам
своей и их творческо-художественной деятельности.
Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных
материалах и техниках.
Находить общее и различное.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Приводить примеры скульптурного изображения домашних или диких животных
в своем городе.
Задание: лепка «Кошка».
Развивать навыки работы в технике лепки.
Материалы и инструменты: картон, Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
пластилин, стека, образец.
Продолжать овладевать навыками изображения в объеме (скульптура).
Знать, как называются разные части тела у кошки.
Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание,
вытягивание, защипление, примазывание).
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с другими работами.
Выполнять работу, если не получается, посмотреть, как делают другие.
19.
Рисунок «Кошка»
(1 ч)
20.
Аппликация
«Мишка» (1 ч)
21.
Дымковская
игрушка. Лепим
«Барыню» (1 ч)
Задание: рисунок «Кошка».
Материалы и инструменты: бумага
белая, акварель, кисти.
Задание: изображение мишки
(аппликация), (техника аппликации с
графической дорисовкой).
Материалы и инструменты: шаблон,
цветная бумага, кисть, клей, ножницы,
цветные карандаши, фломастеры
Задание: дымковская игрушка. Лепка
«Барыня».
Материалы и инструменты:
пластилин, стека, образец.
Объяснять значение понятий «анималистический жанр» и «художниканималист».
Участвовать в обсуждении роли животных в жизни человека, художественных
выразительных средств, используемых художниками для передачи образа
животных в различных материалах.
Выполнять наброски животных с натуры, по памяти и представлению.
Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоциональноценностное отношение к образу животного.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей
и их творческо-художественной деятельности.
Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных
материалах и техниках.
Следовать в своей работе условиям творческого задания.
Находить общее и различное.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Приводить примеры скульптурного изображения домашних или диких животных
в своем городе.
Овладевать техникой и способами аппликации.
Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации и графическими
средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (мишка).
Продолжать овладевать навыками работы карандашами, кистью, ножницами.
Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью
цветового пятна (цветная бумага).
Продолжать осваивать приёмы работы графическими материалами.
Соблюдать принцип систематичности и последовательности в работе — от
простого к сложному.
Наблюдать за работой одноклассников.
Познакомиться с происхождением промысла народной дымковской игрушки,
элементами её росписи.
Учиться лепить и украшать дымковские игрушки с помощью цветного
пластилина.
Познакомиться с техникойсоздания узора дымковской росписи с помощью
печаток, тычков ватными палочками.
Развивать чувство ритма, цвета.
Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-
ценностное отношение к народному промыслу, интерес к народной игрушке.
Продолжаем совершенствовать свои умения в технике лепки.
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Продолжать овладевать навыками изображения в объеме (скульптура).
22.
Рисунок «Птичка зарянка» (1 ч)
Задание: рисунок «Птичка - зарянка».
Материалы и инструменты:
бумага белая, акварель, кисти.
23.
Аппликация
«Скворечник на
березе» (1 ч)
Задание: аппликация «Скворечник на Характеризовать красоту природы, весеннее состояние природы.
березе».
Характеризовать особенности красоты белоствольных берез с молодыми
Материалы и инструменты: цветная зелёными листочками.
бумага, ножницы, клей.
Рассматривать и сравнивать реальные скворечники разных форм.
Овладевать навыками конструирования из бумаги.
Анализировать различные предметы (здания) с точки зрения строения их формы,
их конструкции.
Составлять и конструировать из простых геометрических форм
(прямоугольников, треугольников) изображения березы и скворечника в технике
аппликации.
Оценивать свою деятельность.
24.
Аппликация
«Ваза»
(1 ч)
Задание: аппликация «Ваза».
Материалы и инструменты: бумага
(обычная и цветная),карандаши,
ножницы, образец, шаблон.
Понимать, как прекрасен и многолик мир птиц.
Овладевать навыками поэтапного выполнения работы — от простого к
сложному.
Изображать живописными средствами птицу с присущей ей расцветкой.
Овладевать живописными навыками работы акварелью.
Изображать предмет (птицу -зарянку), максимально копируя форму
предложенного учителем образца.
Понимать простые основы геометрии, симметрию.
Оценивать свою деятельность.
Понимать выразительные возможности цветной бумаги, используя её в технике
аппликации.
Развивать наблюдательность.
Понимать значение слова «функциональность».
Уметь пользоваться шаблоном.
Получать опыт эстетических впечатлений.
Осваивать приёмы работы в технике аппликации.
Овладевать приёмами работы с бумагой.
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Сравнивать свою работу с работой других.
4-я четверть (8 ч)
Блок 9. «Красивые разные цветы».
Блок 10. «Праздники 1 мая и 9 мая. Открытки к праздникам весны»
5.
Поговорим о цветах. Задание: познакомиться с творчеством
Цветы в работах
художников, изображающих цветы.
известных
Материалы и инструменты:
художников
иллюстрации картин известных
(1 ч)
художников, изображающих цветы
Рассматривать картины художников, изображающих цветы.
Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения работ различными
художниками.
Рассказывать о цветах, изображаемых на картинах, знать названия цветов.
Высказывать суждение о разнообразии приёмов и манер, техник при
выполнении работ.
Объяснять смысл понятия «графика».
Определять, какие цвета использовал художник для выполнения работы.
Учиться создавать образ (образ формы) и необходимый цвет в процессе создания
образа (конкретного цветка).
6.
Рисунок
«Подснежник» (1 ч)
Задание: рисунок. «Подснежник».
Материалы и инструменты: бумага,
акварель, кисти, образец
Знать первые весенние цветы.
Уметь правильно закомпоновать и построить рисунок.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы.
Внимательно слушать рассказ учителя.
Изображать живописными средствами первый нежный весенний цветок.
Характеризовать значимость влияния погоды на настроение человека.
Овладевать живописными навыками работы акварелью.
Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к
учителю.
7.
Рисунок «Ваза с
цветами» (1 ч).
Задание: рисунок «Ваза с цветами».
Материалы и инструменты: бумага,
кисти, акварельные краски, гуашь,
образец.
Выполнять эскиз рисунка вазы с цветами.
Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и
сближенные) подойдут для передачи структуры материала для вазы (стекло) и
букета цветов.
Прорисовывать детали рисунка кистью гуашью, а фон — акварельными
красками.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам
своей и их творческо-художественной деятельности.
8.
Аппликация «Ваза с Задание: аппликация из цветной бумаги Понимать выразительные возможности цветной бумаги, используя её в технике
цветами» (1 ч)
«Ваза с цветами».
аппликации.
Материалы и инструменты: бумага
Осваивать приёмы аппликации.
(обычная и цветная), клей, ножницы,
Изображать, соблюдая правила композиции.
образец.
Развивать навыки работы в технике аппликации.
Создавать и изображать на плоскости средствами аппликации заданный образ
(ваза с цветами).
Закреплять навыки работы от общего к частному
9.
Рисунок «Кактус»
(1 ч)
0.
Открытки к
Задание: создание эскиза открытки.
праздникам весны.
Материалы и инструменты: плотная
Рисунок «Открытка к бумага маленького формата, кисти,
празднику» (1 ч)
акварельные краски, образец.
1.
Рисунок по
описанию «В парке
весной» (1 ч)
Задание: рисунок «Кактус».
Материалы и инструменты: бумага,
кисти, акварельные краски, образец.
Задание: создание рисунка по описанию.
«В парке весной».
Материалы и инструменты: бумага,
кисти, акварельные краски, образец.
Выполнять эскиз рисунка кактуса в горшке.
Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и
сближенные) подойдут для передачи структуры материала для горшка (глина) и
кактуса.
Соблюдать пропорции в процессе рисования.
Прорисовывать детали рисунка кистью акварельными красками.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам.
Создавать открытку к определенному событию (весенний праздник).
Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.
Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и
сближенные) подойдут для передачи темы весны в открытке.
Закреплять умение выделять главное в рисунке цветом и размером.
Прорисовывать детали рисунка кистью акварельными красками.
Работать максимально самостоятельно, если трудно, обратиться за помощью к
учителю
Выполнять многофигурную композицию «В парке весной» согласно условиям.
Выделять характерные наиболее яркие черты в поведении и внешности людей.
Выражать в творческой работе своё отношение к весне, весеннему настроению.
Закреплять умение выделять главное в рисунке цветом и размером.
Участвовать в подведении итогов творческих работ.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам
своей и их творческо-художественной деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник. - М.: АСТ: Астрель
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 3.
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ, ЦОР
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Доска, наглядный материал, раздаточный материал
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, компьютер