АРП НОО (УО вариант 1) ручной труд 2-г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

Мальцева Н.В.

УТВЕРЖДЕНО
Директор

Кутенкова Г.Н.

Мальцева Н.В.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №100

от "29" августа 2022 г.

от "29" августа 2022 г.

от "30" августа 2022 г.

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Вариант 1

учебного предмета
«Ручной труд»

для 2г класса начального общего
образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Чернильник Татьяна Васильевна
учитель начальных классов

Новошахтинск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебного курса «Ручной труд» для 2г класса разработана в
соответствии с положениями:
 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
 Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
 Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013г. №26-3С (с
изменениями и дополнениями);
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ №7;
 Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;



ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором учтены особенности
образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников
образовательных отношений.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебный предмет «Ручной труд» является
обязательным учебным предметом предметной области «Технология». Согласно учебному плану на
изучение предмета во 2 классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю. Программа будет
реализована за 32 часа, так как согласно расписанию уроков, на 2022-2023 учебный год происходит
потеря учебных часов, приходящихся на 01.05.2023, 08.05.2023 г., объявленных Постановлением
Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2023 году" от 29.08.2022г. № 1505 праздничными
днями. Недостающие часы будут компенсированы за счет уплотнения материала по темам «Глина и
пластилин», «Бумага и картон».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»
Учащиеся с легкой умственной отсталостью с самого раннего возраста нуждаются в специальных
условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям
социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда
требует усилий

педагогов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционная работа нацелена не только на формирование
необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих учащихся к
самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих
школьникам с лёгкой степенью умственной отсталости в трудовой и познавательной деятельности.
Обучение школьников труду строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе
создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными
умениями проектной деятельности.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной
деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также
недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию
самостоятельности

учащихся

при

выполнении

трудовых

заданий,

подготавливать

их

к

общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением)
помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда
используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются
макетами и рисунками. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с
использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном
из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель
подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с
размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно.
Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных
показателей индивидуальных трудовых способностей.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»
Цели образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Ручной труд»:
-воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение
работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте,
правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;

-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую
последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их
выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать
качество готовых изделий).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Работа с глиной и пластилином» - (9 часов)
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для
скульптуры. Пластилин-материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных
работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из
глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей;
пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины,
пластилина; комбинированным -объединяющим лепку из отдельных частейи целого куска. Приемы
работы: «раскатывание столбиками», «скатывание шара», «вытягивание одного конца столбика»,
«сплющивание», «прищипывание», «примазывание». Лепка из пластилина геометрических тел (брусок,
цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую,
конусообразную и шарообразную форму. Лепка композиций к сказкам.
Примерные практические работы: Изготовление из пластилина кирпичиков разного цвета.
Складывание из кирпичиков ворот по образцу. Лепка из пластилина молотка. Лепка чашки
цилиндрической формы. Лепка чашки конической формы. Лепка чайника (шарообразная форма
тулова). Лепка медвежонка конструктивным способом (из отдельных частей). Лепка утки пластическим
способом (из одного куска пластилина). Лепка композиции к сказке «Колобок»
«Работа с природными материалами»- (4часа)
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных
материалов). Историко-культурологические сведения об игрушках, сделанных и природных материалов
(в какие игрушки играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Правила работы с
природными материалами. Инструменты (шило, ножницы). Организация рабочего места при работе с
природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с
засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Изготовление
игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (объемные изделия). Комбинированные
работы: пластилин, бумага и природные материалы.
Примерные практические работы: Собрать и засушить листья деревьев (березы, клена, ивы, дуба).
Найти еловые и сосновые шишки разного размера. Собрать жёлуди, скорлупу грецких орехов.
Конструирование из желудей фигурки животных, птиц, человечков. Конструирование из скорлупы
грецкого ореха кораблик, черепашку, рыбку и др. Составление аппликации из засушенных листьев ивы,

берёзы и клена. Украшение рамочки для фотографии аппликацией их сухих кленовых, березовых или
других листьев. Конструирование из шишек сову, утку, лебедя и др. Конструирование из шишки и
листьев дуба пальму.
«Работа с бумагой и картоном»- (10 часов)
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма,
бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, бумаги. Инструменты и
материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды
работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки
шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Понятия: «контурное
изображение», «силуэт»;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятие «линейка», ее применение и
устройство.
Вырезание ножницами из бумаги. Правила работы ножницами. Приемы вырезания ножницами:
«разрез по длинной линии»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»;
«вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам».
Обрывание

бумаги.

Понятия» «аппликация»,

«бумажная

мозаика»,

«силуэт»,

«контурное

изображение». Последовательность изготовления аппликации из обрывной бумаги».Складывание
фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание
квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «деление отрезка на две равные
части с помощью сгибания бумаги».
Сминание и накручивание бумаги на карандаш. Прием «сминание бумаги с последующим ее
расправлением». Последовательность составления аппликация из мятой бумаги.
Конструирование из бумаги и картона разными способами. Конструирование на основе полос.
Конструирование из бумаги на основе кругов. Конструирование на основе трубочки. Понятия:«полоса»,
«трубочка», «кольцо», «окружность», «круг», «шар».
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы
клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Примерные практические работы: Составление аппликации из мятой бумаги на тему «Дерево в
разные времена года». Складывание из бумаги маски собаки. Вырезание геометрических фигур после
предварительной экономной разметки бумаги. Изготовление пакета (конверта) для хранения
геометрических фигур с последующим украшением аппликацией. Изготовление игрушек-силуэтов,
украшенных аппликацией из обрывной бумаги «Яблоко», «Рыбка» и др. Конструирование из бумаги
шара на основе двух кругов со «щелевидным» соединением. Конструирование шара из бумажных
полос. Разметка бумаги при помощи линейки. Составление композиции «Грузовик», «Автофургон»,
состоящих из геометрических фигур. Изготовление поздравительной открытки с аппликацией.

Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок.
«Работа с текстильными материалами»- (9 часов)
Повторение сведений о нитках. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с
нитками. Виды работы с нитками:
- наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
- связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком).
Пришивание пуговиц. Понятие «пуговица». Виды пуговиц. Инструменты и материалы,
необходимые для пришивания пуговиц. Приемы пришивания пуговиц: «прием пришивания пуговиц с
двумя сквозными отверстиями»
Шитье. Инструменты для швейных работ. Виды ручных стежков и строчек: «строчка прямого
стежка».
Вышивание. Понятия «вышивка», «канва». Применение вышивки. Приемы вышивания: вышивка
«строчкой прямого стежка», вышивка «строчкой прямого стежка с перевивом».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего
делают ткань. Свойства ткани. Мнется, утюжится. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Шероховатые,
шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся ножницами. Прошиваются иголками.
Сматываются в рулоны, скучиваются. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани,
хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с
тканью. Правила хранения игл.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой
(изготовление игольницы).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды
тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Комбинированные работы: бумага и ткань.
Примерные практические работы: Изготовление ягод из ниток, связанных в пучок. Пришивание пуговиц
с двумя сквозными отверстиями. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями с подкладыванием
палочки. Изготовление фигурок «мальчика» и «девочки» из связанных пучков нитей. Сматывание ниток в
клубок на бумажный шарик. Составление коллекции из кусочков хлопковых и шерстяных тканей. Раскрой
деталей из плотной ткани (квадраты). Соединение деталей (квадратов), выкроенных из плотной ткани,
прямой строчкой. Изготовление силуэтной игольницы с использованием сшитых квадратов из плотной
ткани. Вышивание по канве прямым стежком. Вышивание по канве стежком «шнурок». Отделка салфетки
цветной тесьмой и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
Планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе для второго
класса, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета
«Ручной труд» и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей
программы с учетом возрастных особенностей и возможностей обучающихся.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- положительное отношение и интерес к труду;
- понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости.
- понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной
реакции «красиво» или «некрасиво»;
-осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
- способность к самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности
«нравится» или «не нравится;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и
умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и
достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Технология. Ручной
труд» является обязательным для большинства обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех
обучающихся с легкой умственной отсталостью второго класса, включающий следующие знания и
умения:
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:
- правила организации рабочего места;
- виды трудовых работ;
- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда во втором
классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
- названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники
безопасной работы колющими и режущими инструментами;

- приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы
формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда.
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:
- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на
рабочем месте с помощью учителя;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
- определять способы соединения деталей с помощью учителя;
- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с
помощью учителя;
-работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и
нитками).
- владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с
помощью учителя.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех
обучающихся второго класса.
К концу второго года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью
должны знать:
- правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и
самодисциплину.
К концу второго класса обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны уметь:
- самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
- работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с
опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия;
-осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода
практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 четверть, 8 часов)
Содержание раздела
«Повторение
первоначальных
познавательных
сведений об
уроках ручного
труда»
(1 ч)

Правила
поведения и
работы на уроках
ручного труда
Материалы и
инструменты,
используемые на
уроках ручного
труда

Содержание раздела
«Повторение
первоначальных
познавательных
сведений о глине и

Тематическое планирование
Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках
ручного труда.
Закрепление навыков по подготовке и содержанию в порядке
рабочего места.
Выявление знаний о видах труда, поделочных материалах и
инструментах.
Закрепление навыка работы с учебником и рабочей тетрадью.

Правила поведения и работы на уроках ручного труда.
Общие правила организации рабочего места на уроках труда.
Задание: Возьми материалы и приспособления,
показанные на рисунке, и разложи их в нужном порядке.
Виды ручного труда: «Работа с пластилином и глиной»,
«Работа с природными материалами», Работа с бумагой»,
«Работа с нитками».
Задания: Назвать виды работы, которых применяются
изображенные на картинках материалы
Работа с игровыми иллюстративными материалами: «Лото»,
«Лишний предмет», « Что художник перепутал».
Вопрос: Какие инструменты применяют для работы разными
материалами?
Задание: Сказать, какой предмет лишний, Почему?
Работа с глиной и пластилином
Тематическое планирование
Закрепление и расширение представлений о глине и
пластилине как поделочных материалах, их свойствах,
применении.
Закрепление знаний о пластических свойствах пластилина,

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Отвечать на поставленные учителем
вопросы.
Повторять и закреплять навыки по
подготовке и содержанию в порядке рабочего
места.
Узнавать и называть материалы,
инструменты и виды ручного труда.
Ориентироваться в учебнике, рабочих
тетрадями и других иллюстративными
материалами.
Правильно располагать на рабочем столе
материала, инструменты и приспособления.

Смотреть рисунки в учебнике и
определять виды работы по представленным
наборам поделочных материалов.

Узнавать, называть, определять и
выбирать соответствующие карточки с
изображением материалов и инструментов.

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Усваивать и применять в речи термины
и понятия изучаемого раздела.
Отвечать развернутыми предложениямина
поставленные учителем вопросы.

пластилине»
(3 ч)

цвете и форме.
Закрепление технико-технологических терминов и понятий.

Глина строительный
материал

Формирование знаний о разном применении глины.
Глина считается хорошим строительным материалом. Из
глины производят кирпичи. Из кирпичей строят дома, соборы,
театры.
Применение глины для изготовления посуды. Посуду из глины
делают на заводе, а из пластилина на уроках ручного труда.
Из глины и пластилина лепят всевозможные фигурки животных,
птиц, рыб и человека. Такие фигурки небольшого размера
называют скульптурой. Они предназначены для украшения дома.
Их можно увидеть в музеях.

Глина для
изготовления
посуды
Глина для
изготовления
скульптуры
Пластилин –
материал для
ручного труда

«Первоначальные
познавательные
сведения
о
геометрических
телах»
(1 ч)
Что надо знать
о брусе
Лепка из
пластилина
изделий, имеющих
прямоугольную
геометрическую

Пластилин-это материал для ручного труда.
У пластилина особые пластические свойства: холодный
пластилин – твердый, теплый пластилин – мягкий и вязкий.
Пластилин окрашивается в разные цвета.
Задание: Назвать цвета, в которые может быть окрашен
пластилин.
Правила работы с пластилином.
Формирование знания о геометрических телах и их
признаках (брусе, конусе, цилиндре, шаре).
Обучение умению употреблять в речи слова, обозначающие
пространственные признаки (высокий, низкий, узкий, широкий,
длинный, короткий и др.).
Развитие навык сравнивания геометрических тел с реальными
предметами и устанавливать сходство и различие между ними по
вопросам учителя.
Ознакомление с технико-технологическими терминами и
понятиями.
Пластилин легко принимает любую форму: круглую,
овальную, прямоугольную (форму бруска), цилиндрическую,
коническую.
Брус – это прямоугольное геометрическое тело. Он может
быть: низким – высоким, коротким – длинным, узким -широким.
Форму бруса имеют многие изделия, которыми пользуются в
быту.
Задание: Посмотри на картинки и прочитай названия изделий,

Расширять представления о предметном
мире.
Рассказывать о пластилине.
Смотреть иллюстрации в учебнике и
запоминать новую информацию о глине.
Рассматривать картинки в учебнике и
называть изображенные на них предметы.
Узнавать и называть предметы посуды.
Рассматривать картинки в учебнике и
называть изображенные на них скульптурные
изображения.
Называть пластические свойства
пластилина.
Узнавать и называть цвета пластилина.
Повторять правила работы с пластилином.
Узнавать, называть и различать
геометрические тела.
Развивать умение устанавливать
пространственные признаки геометрических
тел.
Сравнивать и называть сходство по форме
реальных предметов и геометрических тел.
Узнавать, называть геометрическое тело
брус.
Рассматривать и запоминать признаки
геометрического тела брус.
Рассматривать и запоминать предметы,
имеющие форму бруса.
Учиться отрезать стекой или резаком от
пластилинового бруса кусочки и использовать

форму

Содержание
раздела
«Повторение
первоначальных
познавательных
сведений о
природных
материалах»
( 2 ч)

Что делают из
природных
материалов
Заготовка
природных
материалов

имеющие форму бруса.
Задание: Сделать из пластилина несколько брусков.
Практическая работа: Сделать из пластилина кирпичики
разного цвета. Сложить из них ворота.
Практическая работа: Слепить из пластилина молоток, как
на образце.

Работа с природными материалами
Тематическое планирование
Расширение представлений о растительном мире (деревья
кустарники, травянистые растения), о разнообразии форм,
окраски природных материалов.
Знакомство с разными видами материалов, их применения,
правилами сбора, сушки и хранения.
Развитие устной речи на основе изучения предметов и
явлений окружающей действительности.

В лесу находят много природных материалов. Из них
изготавливают многие изделия. В старину дети играли в
игрушки, сделанные из соломы, корней и сучков деревьев.
Задание: Посмотреть на картинки узнать и сказать, для чего
предназначены изделия, сделанные из природных материалов.
Правила сбора природных материалов. Собирают только те
природные материалы, которые слетели с деревьев и лежат на
земле.
Правила засушки и хранения листьев. Листья деревьев
перекладывают старой газетой и сверху кладут груз на несколько
часов.
Задание: Собрать и засушить листья деревьев – березы, клена,
ивы, дуба. Найти еловые и сосновые шишки разного размера,
жёлуди, перья, крылатки ясеня или клена.

их в каком-либо изделии.
Рассматривать и анализировать предмет,
подлежащий лепке, называя его признаки и
свойства.
Работать в соответствии с пунктами
предметно-операционного плана.
Контролировать свои действия в ходе и
конце выполнения задания.
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Рассматривать, узнавать и называть
природные материалы.
Определять и говорить о их признаках и
свойствах (цвете, форме, величине,
поверхности и др.).
Создавать коллекцию природных
материалов.
Узнавать и называть в изделиях,
сделанных из природных материалов,
предметы реальной действительности.
Различать виды работы с природными
материалами (аппликации конструирование
объемных изделий).
Смотреть, узнавать и называть
предметы быта, игрушки, сделанные из
природных материалов.
Учиться собирать природные материалы.
Запомнить и засушивать листья деревьев
и кустарников.

Инструменты для
Существуют способы соединения деталей: с помощью
работы с
пластилина, клея или заостренных палочек.
природными
При работе с желудями применяют инструменты: ножницы,
материалами
шило.
Есть особые правила работы шилом: работать на подкладной
доске, делая прокол, осторожно вращать ручку вправо влево.
Развитие воображения при создании образов из желудей.
Изготовление
Расширение представлений о видах работы - объемных
игрушек из желудей
изделий.
Жёлуди – это прекрасные материалы, из которых можно
сделать много разнообразных игрушек. При работе с ними
используют бумагу, пластилин, перья и другие поделочные
материалы.
Задание: Посмотреть на фигурки. Прочитать слова или скажи,
кто сделан из этих природных материалов.
Практическая работа: Сделать из желудей фигурки
человечка, птички, зайчика, поросенка, собачки, как на образце
Изготовление
Развитие воображения при создании образов из скорлупы
игрушек из скорлупы ореха.
ореха
Расширение представлений о видах работы - конструирование
объемных изделий.
Орех покрыт твердым слоем, который называется скорлупа.
Орехи бывают разные по величине, форме и поверхности.
Скорлупу грецкого ореха можно использовать для
изготовления фигурок.
Задание: Посмотреть на фигурки. Кого ты узнаешь в этих
фигурках. Прочитай слова
Практическая работа: Сделать из скорлупы грецкого ореха
кораблик, черепаху, рыбку, как на образце.

Содержание раздела

Работа с бумагой и картоном
Тематическое планирование

«Повторение
первоначальных
познавательных сведений о
бумаге»

Закрепление и ознакомление с новыми техникотехнологическими терминами и понятиям.
Закрепление знаний о сортах, свойствах,
применении бумаги, видах работы, приемов обработки

Овладеть работой инструментами при
работе с природными материалами.
Запомнить правила работы шилом и
применять их при работе с природными
материалами.
Узнавать и называть образы предметов,
сделанные из желудей.
Конструировать фигурки из желудей.
Узнавать и отличать желуди от других
плодов деревьев.
Узнавать и называть признаки и свойства
желудей.

Узнавать и называть образы предметов,
сделанные из скорлупы грецкого ореха
Конструировать фигурки из скорлупы
грецкого ореха с применение других
поделочных материалов.
Узнавать и отличать грецкий орех от
других плодов деревьев.
Узнавать и отличать грецкий орех от
других видов орехов.
Узнавать и называть признаки и свойства
скорлупы ореха (круглый, шероховатый и
др.).
Закреплять навыки работы с
пластилином.
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Закреплять и овладевать новыми
терминами и понятиями данного раздела и
использовать их в речи.
Узнавать и называть разные сорта бумаги.

( 2ч)

бумаги.
Развивать умение анализировать образец, выделяя
все его основные признаки и свойства.
Формирование умения составлять план работы с
опорой на наглядность.

Виды и сорта бумаги

Есть разные виды и сорта бумаги, которые имеют
различные названия: бумага для печати (газетная,
книжная); бумага для рисования; бумага для письма
(писчая, почтовая, конвертная); гигиеническая
(салфеточная, туалетная).
Бумагу окрашивают в разные цвета.
Задание: Назвать цвета, в которые окрашивают бумагу.

Виды и сорта картона

Картон - это особый вид бумажного материала,
плотный и прочный. Картон подразделяется на
переплетный и коробочный. Картон используется для
изготовления коробок и переплета книг.
Картон имеет особые свойства: гладкий, рифленый
(ребристый), цветной.
Задание: Назвать изделия, которые упаковывают в
картон.
Задание: Назвать цвета, в которые окрашивают картон
При работе с картоном и бумагой применяются
инструменты, приспособления и материалы: ножницы,
кисти, карандаш, клей.
Задание: Скажи, какие инструменты ты узнаешь на
картинке. Как их используют в работе с бумагой.
Правила работы с клеем и кистью: клей
намазывается кистью и равномерно наносится на
основу. Кисть кладут на подставку. После работы кисть
промывается в теплой воде, высушивается и убирается в
папку для труда.
Практическая работа: Сделать из плотной бумаги
подставку для кисти.
Правила работы ножницами: При работе ножницы
держи правильно. Передавай ножницы только в
закрытом виде кольцами вперед. Когда режешь, не

Инструменты и
приспособления

Составлять коллекцию бумаги.
Анализировать образец, ориентируясь на
образец и вопросы учителя.
Планировать работу над изделием с
помощью предметно-операционного плана
самостоятельно и с помощью учителя.
Сравнивать разные сорта бумаги.
Определять зрительно, тактильно и на слух
разные сорта бумаги и называть их.
Называть свойства бумаги: прочность,
толщина, гибкость, цвет.
Читать правильно слова: газетная, писчая,
почтовая, конвертная, салфеточная и др.
Рассматривать образцы картона,
запоминать и называть свойства картона.
Вспоминать и называть изделия, которые
упаковывают в картон

Определять, что относится к материалам
(бумага, клей, карандаш), к приспособлениям
(подставка для кисти, шаблон, салфетки) и
инструментам (ножницы, кисть, карандаш,
линейка).
Знать правила работы с кистью и клеем.
Изготовить подставку для кисти с опорой
на предметно-операционный план с помощью
учителя.

раскрывай широко ножницы и держи их концами от
себя. Режь средней частью лезвий. Не режь концами
лезвий и др.
Как работать с шаблоном

Ознакомление с картоном как видом бумажного
материала.
Шаблон – это образец, по которому изготавливаются
одинаковые детали или изделия.
Шаблоны могут иметь разную форму
геометрическую (квадрат, прямоугольник, овал, круг,
треугольник) и предметную (фрукты, овощи, транспорт
и др.).
Правила работы с шаблоном: нельзя смещать
шаблон в сторону; обводку шаблона геометрических
фигур производи, как показано на образце; экономно
размечать материал; разметку производить на белой
стороне бумаги.
Практическая работа: Произвести экономную
разметку геометрических фигур на бумаге при помощи
шаблона.
2четверть (7 часов)

Освоить и запомнить работу с шаблонами
разной конфигурации (геометрическими и
предметными).
Запомнить и повторить правила работы с
шаблоном и порядок обводки шаблонов разной
конфигурации.
Овладеть навыком правильно удерживать
шаблон.
Производить разметкупо шаблонам
геометрических фигур, рационально размещая
их на бумаге.
Вырезать по контурной линии изображения
геометрических фигур.

Работа с нитками
Содержание раздела
«Повторение
первоначальных
познавательных сведений о
нитках»
(1 ч)

Связывание ниток в пучок

Тематическое планирование
Закрепление знаний о свойствах ниток (длинные;
толстые, тонкие, крепкие; шерстяные,
хлопчатобумажные, льняные, капроновые; цветные и не
цветные; режутся, рвутся).
Повторение видов работы с нитками (вяжут одежду,
предметы быта и игрушки; вышивают разные узоры,
цветы, птиц, животных; сшивают ткани; плетут
декоративные косички; связывают в пучок).
Закрепление и ознакомление с новыми техникотехнологическими терминами и понятиям
Способом связывания ниток в пучок можно
изготовить украшение в виде ягод для одежды и
предметов быта.
Расширение представлений о назначении ниток

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Смотреть в учебнике и называть свойства
ниток по вопросам учителя.
Закреплять имеющиеся представления о
видах работы по вопросам учителя и
наглядным материалам.

Узнавать, называть в изделиях из ниток
предметы реальной действительности.
Выделять признаки и свойства предмета из
ниток по вопросам учителя

(украшение и игрушки).
Формирование умения анализировать изделие из
ниток, выделяя его признаки и свойства (название,
назначение, детали, форма, величина, цвет, материал и
др.).
Развитие планирования с опорой на наглядные
материалы.
Закрепление приемов наматывания, связывания,
резания ниток.
Обучение оценке качества выполненной работы в
сравнении с образцом.
Практическая работа:
1. Сделать ягоды из ниток, как на образце.
2. Сделать из ниток фигурку девочки как на образце.
3. Смотать несколько клубков разной величины.
Ознакомление с назначением пуговиц, формой,
конструкцией.
Пуговица – это застежка для петель одежды, обуви,
предметов быта. Все пуговица имеют отверстия для
того, чтобы пришить их нитками к ткани. В пуговице
может быть два или четыре сквозных отверстия и
пуговица с ножкой
Пришивание пуговиц с
Обучение технологии пришивания пуговиц с двумя
двумя сквозными
сквозными отверстиями с опорой на предметноотверстиями.
операционный план.
Задания: Пришить пуговицу с двумя сквозными
отверстиями, как на образце.
Практическая работа я: Пришить пуговицу с двумя
сквозными отверстиями с подкладыванием палочки, как
на образце.
Работа с глиной и пластилином

«Познавательные
сведения о пуговицах»
(1 ч)

Содержание раздела
«Познавательные
сведения о цилиндре»
( 1ч)

Тематическое планирование
Цилиндр – это объемное геометрическое тело.
Цилиндр может быть разным по высоте, ширине, длине
(широкий, узкий; высокий, низкий).
Многие предметы имеют форму цилиндра.

Планировать ход работы над изделием по
вопросам учителя с опорой на предметнооперационный план.
Закреплять прием намотки ниток на
картон.
Оценивать качество своей работы, отмечая
равномерность намотки ниток, отсутствие
просветов между нитками, аккуратность,
перевязывания пучка ниткой.
Овладевать предметно практическими
действиями, выполняемыми в заданном
пространственном направлении (на себя, от
себя).
Развивать пластичность, точность,
ритмичность движений кисти руки.
Развивать навык удерживания нитки в
одной руке, а картонки в другой.
Рассматривать иллюстрации в учебнике,
узнавать и говорить об увиденных
изображениях пуговиц.

Закреплять умения вдевания нитки в
иголку и завязывания узелка на конце нитки.
Рассматривать иллюстрации в учебнике по
технологии пришивания пуговиц.
Пришивать пуговицы с двумя сквозными
отверстиями разными способами.

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Узнавать, называть геометрическое тело
цилиндр.
Рассматривать и запоминать признаки,
цилиндра.

Лепка из пластилина
изделий цилиндрической
формы

Познавательные сведения
о конусе
( 1ч)

Лепка из пластилина
изделий конической формы

Задание. Посмотри на картинки и прочитай названия
изделий, имеющие цилиндрическую форму.
Практическая работа: Слепить чашку
цилиндрической формы, как на образце.

Конус – это объемное геометрическое тело. Конус
может быть разным по высоте, ширине, длине
(широкий, узкий; высокий, низкий).
Многие предметы имеют форму цилиндра.
Задание. Посмотреть на картинки и прочитать
названия изделий, имеющие коническую форму.
Практическая работа . Слепить чашку конической
формы из колечек, как на образце.

Рассматривать и запоминать предметы,
имеющие форму цилиндра.
Рассматривать и анализировать
предметы, подлежащие лепке, называя их
признаки и свойства.
Работать в соответствии с пунктами
предметно-операционного плана.
Контролировать свои действия в ходе и
конце выполнения задания.
Использовать в работе приемы лепки
Узнавать, называть геометрическое тело,
конус.
Рассматривать и запоминать признаки,
конуса
Рассматривать и запоминать предметы,
имеющие форму геометрического тела конус.
Рассматривать и анализировать
предметы, подлежащие лепке, называя их
признаки и свойства.
Работать в соответствии с пунктами
предметно-операционного плана.
Контролировать свои действия в ходе и
конце выполнения задания.
Использовать в работе приемы лепки

Работа с природными материалами
Содержание раздела
Аппликации из
засушенных листьев
(1 ч)

Тематическое планирование
Развитие воображения при создании образов из
засушенных листьев.
Расширение представлений о видах работы с
природными материалами – аппликация.
Листья обладают особыми свойствами: листья можно
засушить и при этом они не изменяют свою форму,
цвет, величину и контур; сухие листья становятся
хрупкими.
Задание: Посмотреть на картинки и скажи, как
называются деревья, на которых растут эти листья;
Задание: Вспомнить и сказать, как правильно
засушивают листья деревьев.

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Узнавать и называть образы предметов,
сделанные из листьев.
Изготавливать аппликации из листьев.
Узнавать и отличать листья разных
деревьев.
Узнавать и называть признаки и свойства
листьев.
Вспоминать и рассказывать о правилах
засушки листьев.

Практическая работа: Сделать аппликации из
засушенных листьев ивы, клена, березы, как на
образцах.
Работа с бумагой и картоном
Содержание раздела
Разметка бумаги и
картона по шаблонам
сложной конфигурации.
( 1 ч)

Тематическое планирование
С помощью шаблонов получают контурное
изображение, которое сделано одной линией,
обводящей края предмета.
Вырезанное ножницами по контуру изображение из
бумаги или картона одного цвета является силуэтом.
Практическая работа: Произвести разметку по
шаблону, и получи контурные изображения яблока и
рыбы, вырежи их по линии и укрась их аппликацией
как на образце.

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Освоить и запомнить работу с шаблонами
сложной конфигурации (предметными).
Запомнить и повторить правила работы с
шаблоном и порядок обводки шаблонов разной
конфигурации.
Закрепление навыка правильно удерживать
шаблон.
Производить разметкупо шаблонам
предметов сложной конфигурации
рационально размещая их на бумаге.
Вырезать по контурной линии изображения
предметов.
Использовать полученные силуэты
геометрических фигур и предметов в
аппликации.
Развивать умения дифференцировать
движения пальцев, регулировать мышечное
усилие, координацию движений правой и
левой рук, точность и плавность движений.

Работа с нитками
Содержание раздела
Связывание ниток в
пучок
(1 ч)

Тематическое планирование
Способом связывания ниток в пучок можно
изготовить украшение для одежды и предметов быта,
игрушки, украшения на новогоднюю елку и многое
другое.
Расширение представлений о назначении ниток
(украшение и игрушки).
Формирование умения анализировать изделие из
ниток, выделяя его признаки и свойства (название,

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Узнавать, называть в изделиях из ниток
предметы реальной действительности.
Выделять признаки и свойства предмета из
ниток по вопросам учителя
Планировать ход работы над изделием по
вопросам учителя с опорой на предметнооперационный план.
Закреплять прием намотки ниток на

назначение, детали, форма, величина, цвет, материал и
др.).
Развитие планирования с опорой на наглядные
материалы.
Закрепление приемов наматывания, связывания,
резания ниток.
Обучение оценке качества выполненной работы в
сравнении с образцом.
Практическая работа:
1. Сделать игрушки из ниток (фигурки девочки,
мальчика) как на образце.
3 четверть (11 часов)
Работа с глиной и пластилином
Содержание раздела
Тематическое планирование
Познавательные сведения
о шаре
( 1ч)

Лепка из пластилина
изделий в форме шара

Шар – это объемное геометрическое тело. От других
геометрических тел шар отличается тем, что он круглый
и гладкий. Легко катается по столу.
Многие предметы чайной посуды, сделанные из
глины, имеют круглую форму.
Практическая работа: Слепить чайник в форме
шара и украсить рисунком его тулово, как на образце.

картон.
Оценивать качество своей работы, отмечая
равномерность намотки ниток, отсутствие
просветов между нитками, аккуратность,
перевязывания пучка ниткой.
Овладевать предметно практическими
действиями, выполняемыми в заданном
пространственном направлении (на себя, от
себя).
Развивать пластичность, точность,
ритмичность движений кисти руки.
Развивать навык удерживания нитки в
одной руке, а картонки в другой.
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Узнавать, называть геометрическое тело,
шар.
Рассматривать и запоминать признаки
шара.
Рассматривать и запоминать предметы,
имеющие форму шара.
Рассматривать и анализировать
предметы, подлежащие лепке, называя их
признаки и свойства.
Работать в соответствии с пунктами
предметно-операционного плана.
Контролировать свои действия в ходе и
конце выполнения задания.
Использовать в работе приемы лепки

Работа с бумагой и картоном
Содержание раздела
Конструирование
объемных изделий.
( 1ч )

Тематическое планирование
Закрепление знаний о геометрических формах
«круг» и «шар», их признаках (плоский, объемный).
Формирование умения анализировать образец,
подлежащий изготовлению из бумаги, выделять его

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Узнавать, называть геометрическую
фигуру круг и геометрическое тело шар.
Устанавливать сходство и различие этих
геометрических форм.

признаки и свойства: название, применение, форму,
цвет, величину, конструкцию, детали, материал.
Обучение составлению краткого плана
(стандартного плана): разметка, выделение детали из
заготовки, формообразование, отделка.
Закрепление приемов вырезания из бумаги.
Развитие умения конструировать изделие из
бумажных заготовок, соблюдая правильное
расположение деталей.

Обучение технологии изготовления бумажного шара
Технология щелевидного
из кругов.
соединения деталей
Обучение приему соединения деталей «Щелевидный
(1 ч)
Конструирование
замок».
объемного предмета на основе
Вопрос: Какая из этих геометрических фигур «круг»,
кругов
а какая «шар»?
Практическая работа: Сделать бумажный шар из 2
кругов, как на образце.
Обучение технологии изготовления бумажного шара
из полос.
Обучение приему «склеивание полосы-заготовки
кольцом».
Обучение сборке способом «точечного склеивания»
Конструирование
заготовок.
объемного предмета на основе
Практическая работа: Сделать бумажный шар из 4 или
кругов
5 полос, как на образце.
Технология клеевого
соединения деталей в
объемных изделиях.
(1 ч)

Устанавливать сходство геометрических
форм «круг» и «шар» с предметами,
имеющими округлую форму.
Анализировать форму игрушки, называя ее
признаки с частичной помощью учителя и
самостоятельно.
Планировать ход работы над изделием с
опорой на предметно-операционный план с
частичной помощью учителя и самостоятельно.
Закреплять навык вырезания по длинной
прямой и кругу.
Совершенствовать умения разметки
деталей по шаблону.
Изготавливать изделие в соответствии с
конструкцией образца.
Закрепить понятие «симметрия».
Совершенствовать технические приемы:
«вырезание круга из бумаги, сложенной
пополам», «надрез по короткой линии»,
«разметка деталей по шаблону».
Овладеть сборкой изделия, используя
прием соединения заготовок в прорези
«щелевидный замок».
Совершенствовать технические
приемы:«разрез по длинной прямой линии»,
«разметка деталей по шаблону».
Научиться склеивать полосы-заготовки
кольцом.
Овладеть сборкой деталей-колец способом
«точечного склеивания».

Работа с нитками
Содержание раздела
Сматывание ниток в
клубок
( 1 ч)

Тематическое планирование
Расширение представлений о нитках. Их видах,
работы с ними.
Знакомство с правилами хранения ниток в виде

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Узнавать, называть виды хранения ниток.
Выделять признаки и свойства предмета из
ниток по вопросам учителя

бобин, катушек, мотков, клубков.
Закрепление знаний о геометрической форме шар и
его признаках.
Обучение приему наматывания ниток на бумажный
шарик.
Совершенствование приемов сминания и
скатывания бумаги в форме шара.
Практическая работа: Смотай несколько клубков
разной величины.

Планировать ход работы над изделием по
вопросам учителя с опорой на предметнооперационный план.
Осваивать приемы намотки ниток в клубок.
Оценивать качество своей работы, отмечая
равномерность и аккуратность намотки ниток.
Овладевать предметно практическими
действиями, выполняемыми в заданном
пространственном направлении (на себя, от
себя).
Развивать пластичность, точность,
ритмичность движений кисти руки.
Развивать навык удерживания нитки в одной
руке, а клубок в другой.

Работа с глиной и пластилином
Содержание раздела
«Применение глины для
скульптуры»
( 1 ч)

«Технология лепки
конструктивным и
пластическим способом»
(1 ч)
Лепка из пластилина
фигурки
из отдельных частей

Тематическое планирование
Ознакомление с понятием «скульптура» и
произведениями этого вида искусства.
Обучение лепке конструктивным и пластическим
способом.
Развитие умения анализировать объект, выделяя его
части, форму, пространственные отношения.
Обучение технологии изготовления частей изделия,
применяя известные приемы лепки.
Развитие умения соединять детали изделия в
соответствии с образцом.
Формирование умений применять известные
приемы лепки при изготовленииновых изделий.

Конструктивный способ лепки, то есть каждая часть
фигурки лепятся отдельно. Потом все части
соединяются.
Вопрос: Из каких частей состоит фигурка
«Медвежонок».
Практическая работа: Изготовь фигурку

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Закреплять знания о глине и пластилине.
Рассматривать, понимать иллюстрации с
изображением скульптурных фигурок.
Совершенствовать навык лепить разными
способами.
Рассматривать, выделять и называть
признаки и свойства объектов, подлежащих
лепке самостоятельно или с частичной
помощью учителя.
Лепить из пластилина, применяя известные
приемы лепки.
Планировать ход работы с опорой на
предметно-операционный план самостоятельно
или с частичной помощью учителя.
Лепить отдельные детали изделия, придавая
им соответствующую форму и величину.
Соединять детали изделия в соответствии с
их пространственным расположением на
объекте.

Лепка фигурки из целого
куска пластилина

Содержание раздела
Конструирование из
шишек
(1 ч)

Содержание раздела
Познавательные сведения

«Медвежонок». Слепи все необходимые частии затем
соедини их, как на образце.
Пластический способ лепки это значит, что все части
Закреплять приемы лепки: «скатывание
фигурки вытягиваются из целого куска пластилина.
овальной и конической формы»,
Задание. Посмотреть на эти фигурки. Кого ты
«вытягивание», «прищипывание»,
узнаешь. Прочитать слова.
«вдавливание»
Практическая работа: Слепить из пластилина утку,
как на образце.
Работа с природными материалами
Тематическое планирование
Развитие воображения при создании образов из
шишек.
Расширение представлений о видах работы конструирование объемных изделий.
Расширение представлений о животном мире.
Расширение представлений о растительном мире
(хвойные деревья).
Шишки растут на елке и сосне. Шишки состоят из
чешуек. Они могут быть большие и меленькие, круглые
и удлиненные, раскрытые и закрытые, зеленые и
коричневые.
Из сосновых и еловых шишек можно сделать
разнообразные фигурки человечков, птиц и деревья.
Задания: 1. Назвать различия между сосной и елкой.
2. Сказать, что общего у этих деревьев.
Практическая работа:
1. Сделать из шишек человечков, как на образце.
2.Сделать из шишек сову, утку, журавля и лебедя, как
на образце.
3.Сделать из шишки и листьев дуба пальму, как на
образце.
Работа с бумагой и картоном
Тематическое планирование
Ознакомление с линейкой как измерительным

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Узнавать и называть образы предметов,
сделанные из шишек.
Конструировать фигурки из шишек с
применение других природных материалов.
Узнавать и различать еловые и сосновые
шишки.
Узнавать и называть признаки и свойства
шишек (величина, форма, толщина и др.).
Закреплять навыки работы с пластилином.

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Осознавать применение линейки как

инструментом, с помощью которого проводят прямые
о чертежно-измерительных
линии, (наклонные, горизонтальные, вертикальные);
инструментах.
измеряют отрезок; измеряют длину и ширину предмета.
Линейка
(2 ч)
Разметка бумаги и картона
Для того, чтобы получить заготовку нужного
по линейке
размера, необходимо разметить бумагу или картон по
линейке.
Практическая работая:
1. Начертить линии в любом направлении;
2. Начертить отрезок длиной 1 см, 5 см, 10 см.;
3. Измерить при помощи линейки длину и ширину
прямоугольника из бумаги;
4.Произвести разметку бумаги по линейке. Разрезать
бумагу по линии разметки.
5.Разметить по линейке и вырезать геометрические
фигуры и составить из них аппликации «Грузовик» и
Что надо знать об
«Автофургон», как на образце.
открытке

измерительного инструмента.
Учиться, правильно работать с линейкой.
Освоить и запомнить технологию разметки
деталей с помощью линейки.
Овладевать навыком удерживания
линейки.
Проводить линии в разном направлении с
помощью линейки.
Чертить отрезки заданной длины.
Измерять ширину и длину детали с
помощью линейки.
Составлять аппликацию из деталей,
размеченных по линейке.
Развивать умения дифференцировать
движения пальцев, регулировать мышечное
усилие, координацию движений правой и
левой рук, точность и плавность движений.

4 четверть (6 часов)
Работа с текстильными материалами (ткань)
Содержание раздела

Тематическое планирование

Познавательные сведения
о работе
с тканью
( 2 ч)
Применение и изготовление
ткани в жизни людей

Ознакомление с применением, назначением ткани в
жизни человека.
Расширение социального опыта школьников.
Закрепление знаний о нитках
Из ткани шьют много полезных в быту предметов,
игрушки и одежду.
Задание: Рассмотреть картинки и назвать предметы,
сделанные из ткани.
Ознакомление с процессом изготовления тканей.
Ткань ткут из нитей. Нити делают из волокон,
которые получают из растений или шерсти животных.

Свойства

У ткани особые свойства: ткани бывают разного цвета
(гладкоокрашенные, с разнообразным рисунками);
мнутся, утюжатся, имеют лицевую и изнаночную

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Осознавать значение ткани в жизни
человека.
Осваивать работу с тканью.
Рассматривать иллюстрации в учебнике,
узнавать и говорить об увиденных предметах,
сделанных из ткани.
Рассматривать иллюстрации в учебнике,
узнавать и называть растения, из которых
делают нитки.
Узнавать животных из шерсти, которых
делают нитки.
Рассматривать иллюстрации в учебнике и
дополнительным натуральным образцам ткани
ее свойства по вопросам учителя.

стороны; шероховатые, гладкие, скользкие; толстые
тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками.
Сорта тканей
и их назначение

Инструменты и
приспособления

Кто шьет из ткани?
«Виды швейных работ»
(2ч )
Раскрой деталей изделия из
ткани

«Соединение деталей,
выкроенных их ткани, прямой
строчкой»

Существует шерстяные и хлопковые ткани.
Шерстяные ткани делают из шерсти животных.
Шерстяные ткани самые теплые. Они могут быть
толстые, тонкие. Их используют для пошива пальто,
брюк, юбок платье.
Хлопковые ткани вырабатывают из волокон растения
– хлопчатника. Ткани из хлопка легкие, мягкие, хорошо
пропускают воздух, поэтому из них шьют летнюю
одежду.
Задание: Составить коллекцию из кусочков хлопковых
и шерстяных тканей.
Для швейных работ нужны специальные
инструменты и приспособления: ножницы, иглы,
линейка, наперсток, игольница.
Существуют особые правила хранения игл: не
бросай иглу, во время работы втыкай иглу в игольницу.
Многие люди любят шить для себя и других людей.
Если это становится их главной работой, то их
называют портными.
Обучение разным видам работы с тканью (раскрой,
шитье).
Обучение технологии раскроя деталей из ткани.
Для того, чтобы сшить какое-нибудь изделие, надо
сначала его раскроить из ткани. Для этого нужно
сделать лекало.
Лекало из бумаги – это образец, по которому
изготавливаются детали изделия.
Практическая работа: Раскроить два одинаковых
квадрата.
Обучение технологии шитья.
После того, как детали изделия скроены, их нужно
соединить и сшить. Сшивают их прямой строчкой,
которая состоит из стежков. Стежки могут быть
большими или маленькими.

Учиться распознавать ткани на ощупь по их
плотности, гладкости.
Развивать тактильные ощущения.
Рассматривать иллюстрации в учебнике,
узнавать, называть и запоминать сорта
ткани и их назначение.
Составление коллекции разных сортов
тканей.
Учиться распознавать ткани на ощупь по их
плотности, гладкости.

Знакомится с инструментами и
приспособлениями для работы с тканью.
Закреплять знания о применении ножниц,
линейки.
Осваивать правила хранения инструментов
и безопасной работы с ними.
Знакомиться с профессией портного и
швеи.
Овладевать элементарными приемами
швейных работ.
Овладеть понятием «лекало» и его
назначением.
Понять и запомнить порядок раскроя
деталей из ткани.
Отвечать полными предложениями на
вопросы учителя о последовательности раскроя
деталей из ткани.
Раскраивать из ткани несложные детали
изделия.
Развивать навык работы колющими
инструментами (иглой).
Учиться выполнять прямую строчку.
Развивать зрительно-двигательную
координацию, точность.

Практическая работа: Сделать игольницы «Котик»
и «Конверт», как на образце.

Развивать ритмическую упорядоченность
движений при выполнении практических
действий.

Работа с глиной и пластилином
Содержание раздела
Многофигурные
композиции
(макеты из пластилина)
( 1 ч)

Содержание раздела
Многофигурные
композиции
(макеты из бумаги)
(1 ч)
Складывание фигурок из
бумаги

Тематическое планирование
Знакомство с понятиями «иллюстрация» и «макет».
Обучение нахождению сходства и различия между
этими водами изображения.
Совершенствовать умение лепить образы
конструктивным способом.
Развивать умение собирать макет в единое целое, в
соответствии с темой и сюжетом.
Несколько фигурок, размещенных и закрепленных на
подставке – это многофигурная композиция.
Задание: Посмотреть и сказать, из чего состоит
композиция к сказке «Колобок».
Работа с бумагой и картоном
Тематическое планирование
Закрепление приемов сгибания бумаги: «сгибание
квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольника
пополам».
Совершенствование умения узнавать, называть
геометрические фигуры и ориентироваться в их
пространстве.
Развитие комментирующей речи.
Обучение складыванию фигурок из бумаги с опорой
на графический план с помощью учителя.
Задания: 1. Согнуть квадрат и прямоугольник в
направления.
2. Сложить из бумажного квадрата маску собаки, как
на образце.
3. Сложить из бумаги фигурки колобка и волка и
использовать их при составлении макета, в соответствии
с образцом.

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Различать понятия «иллюстрация» и
«макет».
Анализировать содержание макета.
Овладевать умением работать с
многофигурной композицией, размещая ее
объекты в соответствии с сюжетом сказки.
Лепить объекты макета, используя
разнообразные приемы лепки.
Собирать детали макета в соответствии с
сюжетом.

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Узнавать и называть предметы реальной
действительности в складных фигурках
(Оригами).
Закреплять умение узнавать и называть
геометрические фигуры: квадрат,
прямоугольник, треугольник и устанавливать
их признаки.
Понимать инструкцию, содержащую
пространственные характеристики.
Сгибать квадрат в разных направлениях:
сверху вниз, снизу наверх, слева направо,
справа налево.
Складывать фигурки с опорой на
графический план, называя пункты плана с
помощью учителя.

Объемное
конструирование
из бумаги
(1 ч)
Изготовление модели
дорожного знака «Переход»

Содержание раздела
«Познавательные
сведения о
вышивке»
(1 ч)
Приемы вышивания
нитками

Закрепление понятия «конструирование».
Формирование представлений о дорожных знаках.
На дорогах устанавливают дорожные знаки для того,
чтобы не было нарушений. Один знак может обозначать
целую фразу – дорожный сигнал.
Обучение технологии изготовления из бумаги
указателя «переход».
Обучение скручиванию трубочки из бумаги с
использованием приема «накручивание бумаги на
карандаш».
Задание: Рассмотреть на картинке образцы дорожных
знаков, прочитать, что обозначает каждый из них.
Практическая работа: Сделать из бумаги дорожный
указатель, как на образце.
Работа с текстильными материалами
Тематическое планирование
Вышивка - один из древнейших приемов украшения
предметов быта, тканей, одежды, головных уборов,
обуви. Для вышивания используют различные ткани.
Есть специальная ткань – канва.
Задание: подумать и сказать, какие инструменты и
материалы понадобятся для вышивания.
Обучение технологии вышивания.
Ознакомление с отделочным ручным сметочным
стежком.
Задание: Сделать закладку из канвы. Выполнить
прямой строчкой по образцу.
Ознакомление с вышивкой стежком «вперед
иголку» с перевивом.
Практическая работа: Сделать закладку и салфетку
из канвы. Выполнить стежок «вперед иголку с
перевивом» по образцу.

Рассматривать, изучать и запоминать
дорожные знаки.
Овладеть знаниями о правилах перехода
улицы.
Закрепить знания о геометрических
фигурах «квадрат», «треугольник», «круг»,
«прямоугольник».
Освоить прием «накручивание бумаги на
карандаш».
Изготовить модель дорожного знака в
соответствии с образцом самостоятельно или с
частичной помощью учителя.

Характеристика видов деятельности
обучающихся
Рассматривать иллюстрации в учебнике,
узнавать и говорить об увиденных предметах,
украшенных вышивкой.
Запомнить название ткани, на которой
вышивают.
Овладевать умением вышивать сметочным
стежком.
Развивать навык работы колющими
инструментами (иглой).
Учиться выполнять прямую строчку.
Овладевать умением вышивать стежком
«вперед иголку» с перевивом.
Развивать зрительно-двигательную
координацию, точность.
Развивать ритмическую упорядоченность
движений при выполнении практических
действий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Л.А. Кузнецова Л.А. Ручной труд. Учебник 2 класс. Москва «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 3.
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ, ЦОР
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Доска, наглядный материал, раздаточный материал
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».