МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Мальцева Н.В.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Кутенкова Г.Н.
Мальцева Н.В.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №100
от "29" августа 2022 г.
от "29" августа 2022 г.
от "30" августа 2022 г.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Вариант 1
учебного предмета
«Чтение»
(Литературное чтение)
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Вдовина Марина Михайловна
учитель русского языка и литературы
Новошахтинск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая
программа
обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 6 класса основного общего образования по учебному предмету
«Чтение» (Литературное чтение) разработана в соответствии с положениями:
• Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
• Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013г. №26-3С (с
изменениями и дополнениями);
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ №7;
• Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
• ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
• Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором учтены особенности
образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательных
отношений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» (ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ)
Чтение (литературное чтение) как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Его направленность на социализацию личности
умственно отсталого обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, на
формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения,
позволяет решать задачи формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной
отсталостью, в соответствии с требованиями ФГОС.
Для чтения (литературного чтения) в 6 классе подобраны доступные для обучающихся
произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор,
произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных
авторов или отрывки из этих произведений.
В связи с тем, что принцип размещения художественных произведений в учебной книге для 6
класса (авторы И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина) имеет оригинальную структуру по сравнению с
другими учебниками этапа объяснительного чтения, учитель может изменить порядок изучения
художественных произведений, скомпоновав их по 9 тематическим разделам.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
«Устное народное творчество»
«Люблю природу русскую»
«О далёком прошлом России»
«Животные в нашем доме»
«Будь человеком, человек!»
«Они прославили Россию»
«Смешное и весёлое»
«Вечный свет подвига»
«Писатели мира - детям»
В 6 классе продолжается работа по формированию правильного, сознательного, беглого и
выразительного чтения. Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками
синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и
предложениями.
Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного
произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Обучающиеся
учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание
прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных
и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения.
Особое внимание уделяется выразительному чтению произведений с опорой на авторские
ремарки. Ведётся коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и
темпа речи. Отрабатывается умение правильно интонировать конец предложения, на основе
различительных знаков препинания, используя интонацию перечисления при однородных членах
предложения.
В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению художественных произведений,
поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала. Тексты подобраны в
соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки, дела,
сезонные изменения в природе и т.п. К разбору произведений привлекаются знания учащихся по
истории России. В круг чтения включены произведения, представляющие разные области словеснолитературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а
также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением
художественной литературы, ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными
природе, историческим деятелям и событиям.
Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы
нравственного поведения в обществе.
Кроме того, формируется умение самоконтроля и самооценки.
Учащиеся отрабатывают умения:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
- анализировать текст по вопросам, формулировать вопросы к отдельным событиям текста и
поступкам героев;
- выделять темы и идеи произведения, соотносить их с заглавием текста;
- прогнозировать события с опорой на заглавие и иллюстрации;
- озаглавливать части текста (с помощью учителя) после коллективного выделения;
- определять основные черты характера действующих лиц, уметь подбирать подтверждающие эту
оценку факты (с помощью учителя).
- определять мотивы поступков действующих лиц, выражать элементарную оценку их поступков;
- пересказывать произведение полно и выборочно.
Значительное место в программе отводится формированию внимания к авторскому слову:
самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения с помощью словаря и
учителя. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Называние
характерных черт героев произведения (выбордля этой цели из текста авторских слов), установление
авторского отношения к своим героям (осуждает или одобряет ихпоступки).
В процессе обучения чтению в 6 классе ведётся работа с иллюстративным материалом как одним
из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции
недостатков их развития.
На уроках чтения осуществляется контроль за навыками чтения:
- ежедневный (на каждом уроке в процессе индивидуальной и фронтальной работы);
- текущий (в конце изучения каждого раздела на уроках по темам «Обобщение к разделу»;
- итоговый (в конце каждой четверти, года в виде контрольного чтения).
Уроки контрольного чтения позволяют проверить и закрепить технику и навыки чтения
обучающихся. Такие уроки чтения проводятся на основе упражнений в чтении и анализе доступных
текстов, понимании прочитанного путём ответов на вопросы по содержанию, а так же пересказ
прочитанных текстов.
Особое внимание в программе уделяется внеклассному чтению, которое ставит задачу
формирования читательской самостоятельности учащихся, развитию интереса к детским книгам и
разнообразным жанрам (сказки, рассказы, стихи).
На уроках внеклассного чтения формируется умение: самостоятельного чтения доступных по
содержанию книг для детства и юношества; умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
правильно называть заглавия произведения и его автора; ориентировка в книге по оглавлению.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
Основной целью обучения чтения является последовательное совершенствование навыка
полноценного выразительного, осмысленногочтения и умения воспринимать литературное
произведение в единстве его содержательной иязыковой стороны.
Исходя из основной цели, задачами обучения чтения являются:
- формировать навык правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;
- научить, понимать содержание, заключённое в художественных образах;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоциональноличностной сферы;
- совершенствовать навыки связной устной речи;
- формировать потребности в чтении;
- эстетическое и нравственно воспитание в процессе чтения произведенийхудожественной литературы.
Методы и приёмы обучения:
словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой)наглядный (наблюдение,
демонстрация) , практический.
Формы работы:рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом,
просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков
произведений в авторском исполнении.
Виды деятельностиобучающихся основаны на переработке устного и письменного текста:
-составление плана текста;
-пересказ текста по плану;
-пересказ текста по предполагаемым вопросам;
-продолжение текста;
-выразительное чтение;
-чтение наизусть;
-чтение по ролям;
Основные направления коррекционной работы:
Коррегировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В учебном плане на курс чтения (литературного чтения) отводится 136 часов.
Программа будет реализована за 133 часов, так как согласно расписанию уроков на 20222023 учебный год происходит потеря учебных часов, приходящих на 23.02.2023 (1 час), ,
08.03.2023 (2часа), 01.05.2023 (1час), объявленных Постановлением Правительства РФ « О
переносе выходных дней в 2023 году» от 29.08.2022 № 1505, праздничными днями.
Недостающие часы будут компенсированы за счет уплотнения материала в разделах :
«Писатели мира – детям».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Устное народное творчество
Изучаемые произведения:
Пословицы и поговорки. Загадки. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины).
Содержание работы:
Знакомство с произведениями малых форм устного народного творчества происходит на
протяжении всего учебного года, обучающиеся работают с пословицами и поговорками при чтении
различных текстов и стихотворений.
Раздел 2. Люблю природу русскую.
Изучаемые произведения:
В. Бианки «Сентябрь», Н. Бунин «Лес, точно терем расписной», И. Тургенев «Осенний день в
березовой роще» (отрывок), В. Бианки «Октябрь», В. Бианки «Ноябрь», В. Бианки «Декабрь», А.
Никитин «Встреча зимы», А. Дорохов «Теплый снег», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», В.
Бианки «Январь», И. Никитин «Весело сияет месяц…», И. Суриков «Белый снег пушистый», Ю.
Рытхэу «Пурга», С. Смирнов «Первые приметы», В. Бианки «Март», По В. Пескову «Весна идет», М.
Пришвин «Жаркий час», Г. Скребицкий «Весенняя песня», В. Жуковский «Жаворонок», А. Толстой
«Детство Никиты», А. Твардовский «Как после мартовских метелей», А. Плещеев «И вот шатер свой
голубой…», В. Бианки «Апрель», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…», В. Бианки «Май»,
В. Астафьев «Зорькина песня» (Глава из повести «последний поклон»), Н. Рыленков «Нынче ветер, как
мальчишка, весел…».
Содержание работы:
Знакомство с рассказами и стихотворениями о природе в разные времена года, о красоте родной
земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Знакомство с светскими и
православными праздниками в связи с разными временами года.Формирование внимания к авторскому
слову: выделение и объяснение незнакомых слов (с помощью словаря и учителя), нахождение
характеризующих события, героев слов и предложений. Развитие умения принимать участие в беседе о
природе с опорой на текст рассказа или стихотворения, а так же собственный опыт и
впечатления.Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей
и поэтов о родной природе.
Раздел 3. О далеком прошлом России
Изучаемые произведения:
По В. Пескову «Отечество», М. Ножкин «Россия», М. Пришвин «Моя Родина», Ф. Глинка
«Москва» (В сокращении), По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», По С. Алексееву «На берегу
Невы», А. Чехов «Ванька», М. Зощенко «Леля и Минька. Елка».
Содержание работы:
Знакомство с рассказами, стихи, научно-популярными статьями о далеком прошлом, о нашем
времени из истории России.Знакомство с разными видами произведений о прошлом нашего народа.
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью
словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и
объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал).
Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоциональноценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего
народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев.
Раздел 4.Животные в нашем доме
Изучаемые произведения:
Ю. Качаев «Грабитель», К. Паустовский «Заячьи лапы», Е. Носов «Хитрюга», По В. Астафьеву
«Злодейка», По Е. Барониной «Рассказы про зверей».
Содержание работы:
Знакомство с рассказами, стихами, сказки, баснями о жизни животных. Формирование внимания
к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя),
нахождение характеризующих событий, героев слов и предложений. Нахождение слов, употребляемых
в прямом и переносном значении, их объяснение. Участие в беседе о животных с опорой на текст
рассказа или стихотворения, а так же собственный опыт и впечатления.Формирование эмоциональноценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о животных. Выявление и анализ
нравственного аспекта поступков героев по отношению к животным.
Раздел 5. Будь человеком, человек
Изучаемые произведения:
Б. Житков «Белый домик», А. Белорусец «Звонкие ключи», С. Михалков «Будь человеком», Е.
Пермяк «Тайна цены», «Здравствуйте!» Перевод Д. Гальпериной, Ю. Дмитриев «Таинственный ночной
гость», К. Паустовский «Стальное колечко» (сказка), В. Медведев «Звездолет Брунька», По К.
Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».
Содержание работы:
Знакомство с рассказами и стихами, раскрывающими восприятие мира в детстве, осмысление
мира и своего места в нем.Формирование внимания к авторскому слову:выделение и объяснение
непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и
предложений.Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям. Оценка
и сравнение нравственного аспекта поступков персонажей к себе и к окружающим.
Раздел 6.Они прославили Россию
Изучаемые произведения:
По С. Алексееву Рассказы о русском подвиге. «Медаль», «Гришенька», Великодушный русский
воин. По Е. Холмогоровой. «Серебряный лебедь», «Боевое крещение», «День рождения Наполеона», «В
дни спокойные», Д. Хармс «Пушкин».
Содержание работы:
Знакомство с рассказами, стихами, научно-популярными статьями, содержащими сведения о
жизнивеликих людей прошлого и настоящего России. Знакомство с разными видами произведений о
прошлом нашего народа. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение
непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и
предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на
наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям
(с помощью учителя). Соотнесение содержания произведения с фактами из истории
страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и
поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков
героев.
Раздел 7. Смешное и веселое
Изучаемые произведения:
Б. Заходер «Петя мечтает», По Д. Биссету «Слон и муравей» (сказка). Кузнечик Денди (сказка),
По Н. Носову «Как Незнайка стихи сочинял», В. Драгунский «Кот в сапогах», Д. Хармс «Заяц и еж».
Содержание работы:
Знакомство с юмористическими произведениями разных жанров.Формирование внимания к
авторскому слову:выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя),
нахождение характеризующих события, героев слов и предложений.Нахождение слов, употребляемых в
прямом и переносном значении, их объяснение. Называние характерных черт героев произведения
(выбориз текста авторских слов)
Раздел 8. Вечный свет подвига
Изучаемые произведения:
М. Дудин. Наши песни спеты на войне. (В сокращении). Вн. чтение «Подвиг детей во время
Великой отечественной войны»
Содержание работы:
Знакомство схудожественными произведениями о подвигах защитников Отечества в прошлом и
настоящем. Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям.
Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоциональноценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего
народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев.
Раздел 9. Писатели мира – детям
Изучаемые произведения:
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» Дж. Родари. «Пуговкин домик», По Х.К.
Андерсену «Снежная королева», По Р. Киплингу «Рикки-Тиккки-Тави», По А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц».
Содержание работы:
Знакомство с художественными произведениями зарубежных авторов различных
жанров. Формирование умения определять жанр произведения и приводить примеры (в соответствии с
классификацией). Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных
слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и
предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на
наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям
(с помощью учителя). Оценка и сравнение нравственного аспекта поступков персонажей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых
мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты.К концу обучения в 6 классе учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень
-читать вслух правильно, целым словом, трудные слова- по слогам, соблюдая синтаксические паузы,
интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
-читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;
-оценивать поступки героев (с помощью учителя);
-заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.
Достаточный уровень:
- читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение
(словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом;
- читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
- делить текст части под руководством учителя;
- пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
-определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;
- выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя) ;
- выучить наизусть 8-10 стихотворений;
-читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя;
Изучение предмета «Чтение» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых
учебных действий.
Личностные учебные действия:
-развивать нравственные качества, регулирующие моральное поведение (чувство сострадания,
сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе
знакомства с произведениями литературы;
-понимать учебную задачу, поставленную учителем, и уметь её выполнять;
-развивать способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
-уметь адекватно оценивать правильность выполнения своего действия и уметь вносить по ходу его
реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;
-уметь строить сообщение в устной форме;
-уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
-уметь формулировать собственное мнение;
-уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром;
-уметь оценивать поступки героев художественных произведений;
-уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Коммуникативные учебные действия
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учителькласс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать
в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
Познавательные учебные действия
-уметь осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
-соблюдать при чтении паузы между предложениями;
-соблюдать при чтении интонационное оформление предложений(тон, громкость чтения, логические
ударения);
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
-уметь осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и
т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям)
-выделять главную мысль произведения;
-участвовать в беседе;
-делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;
-выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
-заучивать стихотворение наизусть;
-читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеке.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 6
класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить
результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
- оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
- оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35%
до 50% заданий;
- оценка «2» - не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного
подходов.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся.
Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме
изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов
(Приложение 1). По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в
виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс
выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим
количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание
только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной,
групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь
использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает
ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без
ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи
педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний,
умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в
дальнейшем обучении.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Чтение (Литературное чтение) 6 КЛАСС
Разделы
программы
1. Устное
народное
творчество.
2. Люблю
природу
русскую.
3. О далеком
прошлом России.
Основное содержание по темам
Знакомство с произведениями малых форм
устного народного творчества происходит на
протяжении всего учебного года, обучающиеся
работают с пословицами и поговорками при
чтении различных текстов и стихотворений.
Знакомство с рассказами и стихотворениями о
природе в разные времена года, о красоте
родной земли, об открытиях человека,
умеющего всматриваться в окружающий мир.
Знакомство с светскими и православными
праздниками в связи с разными временами
года.Формирование внимания к авторскому
слову: выделение и объяснение незнакомых
слов (с помощью словаря и учителя),
нахождение характеризующих события, героев
слов и предложений. Развитие умения
принимать участие в беседе о природе с опорой
на текст рассказа или стихотворения, а так же
собственный
опыт
и
впечатления.Формирование эмоциональноценностного отношения к произведениям
русских писателей и поэтов о родной природе.
Знакомство с рассказами, стихи, научнопопулярными статьями о далеком прошлом, о
нашем времени из истории России.Знакомство с
разными видами произведений о прошлом
нашего народа. Формирование внимания к
авторскому слову: выделение и объяснение
непонятных слов (с помощью словаря и
учителя),
нахождение
характеризующих
события, героев слов и предложений.
Выявление и объяснение образных слов и
выражений (с помощью учителя с опорой на
наглядный материал). Формирование умения
определять отношение автора к своим героям и
событиям (с помощью учителя). Соотнесение
содержания произведения с фактами из истории
страны. Формирование эмоциональноценностного отношения к произведениям
русских писателей и поэтов о героических
подвигах нашего народа. Выявление и анализ
нравственного аспекта поступков героев.
УУД, осваиваемые в рамках
изучения темы
Бесседа о России с опорой на
иллюстративный материал,
произведения искусства, музыку,
знания учащихся. Сопоставление
пословиц с текстом
стихотворения. Работа над
пониманием текста
стихотворения (сравнения,
непонятные слова и выражения,
образные выражения). Работа над
выразительным чтением.
Заучивание стихотворения
наизусть.
Работа над техникой чтения.
Выборочное чтение. Работа над
словами и выражениями,
сложными для понимания. Работа
над описанием природы в тексте.
Работа над характеристикой героя
рассказа. Озаглавливание частей,
составление плана рассказа.
Работа над пересказом.
Сравнительная характеристика
героев рассказа Б. Жидкова
«Белый домик» и А. Белорусец
«Звонкие ключи».
Работа над техникой чтения.
Чтение по ролям. Выборочное
чтение. Озаглавливание частей,
работа над пересказом.
Определение и объяснение
мысли, объединяющей истории о
мальчике Клавдио и плотнике
Пуговке. Коллективное
обсуждение, высказывание своей
точки зрения учащимися.
4. Животные в
нашем доме.
Знакомство с рассказами, стихами, сказки,
баснями о жизни животных. Формирование
внимания к авторскому слову: выделение и
объяснение непонятных слов (с помощью
словаря
и
учителя),
нахождение
характеризующих событий, героев слов и
предложений.
Нахождение
слов,
употребляемых в прямом и переносном
значении, их объяснение. Участие в беседе о
животных с опорой на текст рассказа или
стихотворения, а так же собственный опыт и
впечатления.Формирование эмоциональноценностного отношения к произведениям
русских писателей и поэтов о животных.
Выявление и анализ нравственного аспекта
поступков героев по отношению к животным.
Совершенствование техники
чтения. Беседа с опорой на
вопросы учителя, иллюстрации,
рисунки школьников, знания и
опыт учеников. Работа над
пониманием народных примет,
пословиц и поговорок о зиме.
Работа над пересказом по плану.
5. Будь человеком,
человек.
Знакомство
с
рассказами
и
стихами,
раскрывающими восприятие мира в детстве,
осмысление мира и своего места в
нем.Формирование внимания к авторскому
слову:выделение и объяснение непонятных
слов (с помощью словаря и учителя),
нахождение характеризующих события, героев
слов и предложений.Формирование умения
определять отношение автора к своим героям и
событиям. Оценка и сравнение нравственного
аспекта поступков персонажей к себе и к
окружающим.
Беседа с опорой на иллюстрации,
рисунки учащихся, произведения
искусства, музыку.
Совершенствование техники
чтения. Работа над
выразительным чтением.
Словесное рисование. Работа над
средствами выразительности,
сравнениями, описанием,
трудными для понимания
словами.
6. Они прославили
Россию
Знакомство с рассказами, стихами, научнопопулярными статьями, содержащими сведения
о жизнивеликих людей прошлого и настоящего
России. Знакомство
с
разными
видами
произведений о прошлом нашего народа.
Формирование внимания к авторскому слову:
выделение и объяснение непонятных слов (с
помощью словаря и учителя), нахождение
характеризующих события, героев слов и
предложений.
Выявление
и
объяснение
образных слов и выражений (с помощью
учителя с опорой на наглядный материал).
Формирование умения определять отношение
автора к своим героям и событиям (с помощью
учителя).
Соотнесение
содержания
произведения
с
фактами
из
истории
страны. Формирование эмоциональноценностного отношения к произведениям
русских писателей и поэтов о героических
подвигах нашего народа. Выявление и анализ
нравственного аспекта поступков героев.
Беседа об исторических
периодах, описанных в рассказах
(опора на вопросы, иллюстрации,
знания школьников). Работа над
техникой чтения. Чтение по
ролям. Выборочное чтение.
Работа над пересказом. Работа
над образными выражениями,
незнакомыми и сложными для
понимания словами. Сравнение
действий двух полководцев.
Коллективное обсуждение,
высказывание своей точки зрения
Знакомство
с
юмористическими
произведениями разных жанров.Формирование
внимания к авторскому слову:выделение и
объяснение непонятных слов (с помощью
словаря
и
учителя),
нахождение
Беседа об историческом периоде,
описанных в стихах.(опора на
вопросы, иллюстрации, знания
школьников). Работа над
техникой чтения. Выборочное
7. Смешное
и веселое
учащимися.
характеризующих события, героев слов и чтение.
предложений.Нахождение слов, употребляемых
в прямом и переносном значении, их
объяснение. Называние характерных черт
героев произведения (выбориз текста авторских
слов)
8. Вечный
свет подвига
Знакомство
с
художественными
произведениями о подвигах защитников
Отечества
в
прошлом
и
настоящем. Формирование умения определять
отношение автора к своим героям и событиям.
Соотнесение содержания произведения с
фактами
из
истории
страны. Формирование эмоциональноценностного отношения к произведениям
русских писателей и поэтов о героических
подвигах нашего народа. Выявление и анализ
нравственного аспекта поступков героев.
9. Писатели
мира – детям
Знакомство
с
художественными
произведениями
зарубежных
авторов
различных
жанров. Формирование
умения
определять жанр произведения и приводить
примеры (в соответствии с классификацией).
Формирование внимания к авторскому слову:
выделение и объяснение непонятных слов (с
помощью словаря и учителя), нахождение
характеризующих события, героев слов и
предложений.
Выявление
и
объяснение
образных слов и выражений (с помощью
учителя с опорой на наглядный материал).
Формирование умения определять отношение
автора к своим героям и событиям (с помощью
учителя). Оценка и сравнение нравственного
аспекта поступков персонажей.
Прослушивание текста,
читаемого учителем. Нахождение
непонятных слов и выражений,
их объяснение (с помощью
учителя). Чтение текста по
абзацам. Работа над техникой
чтения. Работа над
выразительным чтением. Анализ
произведения по вопросам
учителя. Выборочное чтение по
заданию учителя. Участие в
беседе по вопросам учителя с
целью выделения главной мысли
произведения.
Прослушивание произведения,
читаемого учителем. Нахождение
непонятных слов и выражений,
их объяснение (с помощью
учителя). Работа над техникой
чтения. Выборочное чтение по
заданию учителя.
Самостоятельное чтение.
Озаглавливание частей сказки,
составление плана, пересказ
сказки. Составление описания
внешнего вида мангуста с опорой
на иллюстративный материал.
Составление характеристик
героев сказки. Участие в беседе
по выделению и осознанию идеи
сказки с помощью вопросов
учителя. Просмотр отрывков
анимационного фильма. Участие
в коллективном обсуждении,
заслушивание высказываний
учащихся.
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным
потребностям обучающихся:
Бгажнокова И. М.Чтение. 6 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)/ авт.сост. Бгажнокова И. М., Погостина Е. С.. – М.: Просвещение, 2020.
Методические пособия:
1. Б.П. Никитин «Развивающие игры» (М., «Просвещение», 2000 г.)
2. Л.Жидкова, Л.Каменецкая. Сборник статей для изложений во вспомогательной школе,
3. И.В.Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку, Москва, 2005 г.;.
4. Аксенов А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.- М.: Владос, 2000