МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования г. Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Мальцева Н.В
____________Кутенкова Г.Н.
Протокол №1
Протокол №1
от "29" августа 2022 г.
от "29" августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________Мальцева Н.В.
Приказ №100
от "30" августа 2022
г.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Вариант 1
учебного предмета
«Физическая культура»
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Гаврилова Наталья Юрьевна
учитель физической культуры
Новошахтинск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для для обучающихся с легкой умственной
отсталостью вариант 1 разработана на основе:
Примерной «Комплексной программы физического
воспитания учащихся 1–11 классов» под редакцией В. И.Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение,
2012), в соответствии положениями:
• Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);
• Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013г. №26-3С (с
изменениями и дополнениями);
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ №7;
• Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
• ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
• Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором учтены особенности
образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательных
отношений.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет физическая культура для обучающихся с легкой умственной отсталостью
входит в число обязательных предметных областей учебного плана и относится к предметной области
«Физическая культура». Общее количество часов, отведенных на изучение учебного предмета -102 часа.
Цели и задачи рабочей программы по физической культуре
Цели рабочей программы по физической культуре: создание условий для всестороннего развития
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширения
индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в качестве задач реализации содержания
учебного предмета «физическая культура» в течение всего срока освоения адаптированной основной
образовательной программы определяет следующие:
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни, включая соблюдение режима дня, сбалансированного питания и сна;
- воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физическими упражнениями, доступными видами спорта, пользоваться
санитарно-гигиеническими средствами и оздоровительными силами природы;
- развитие физических способностей: скоростных, силовых, скоростных, выносливости, гибкости;
- формирование у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, адекватно их дозировать;
- овладение основами доступных видов спорта (лёгкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой
и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
- коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование эмоционально-волевой сферы;
- воспитание моральных и нравственных качеств и свойств личности.
Специфические (коррекционные) задачи программы по физической культуре:
1. Коррекционно-развивающаяся деятельность по общей физической подготовке, включая:
1.1. Формирование и совершенствование основных движений (ходьба, бег, метание, прыжки,
лазание; обучение общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами и др.
Особое внимание уделить:
- компенсации утраченных или нарушенных двигательных функций;
- формированию движений за счет сохранных функций;
- развитию согласованности движений отдельных частей тела (рук, ног, туловища, головы);
- согласованию симметричных и асимметричных движений;
- согласованию движений и дыхания.
1.2. Коррекция и развитие кондиционных способностей (скоростных, силовых, гибкости, общей
выносливости). Особое внимание уделить целенаправленному «подтягиванию» отстающих в развитии
физических способностей, включая развитию силы, элементарных форм скоростных способностей,
общей выносливости, подвижности в суставах.
1.3. Коррекция и развитие координационных способностей:
- статического и динамического равновесия
- ориентации в пространстве;
- к дифференцировке движений по силе, времени и пространству;
- ритмичности движений;
- способности к расслаблению;
- ритмичности движений;
- на точность движений рук и мелкой моторики.
2. Коррекция и профилактика нарушений физического развития и функциональных возможностей
организма обучающихся, включая:
- формирование и коррекция осанки;
- профилактика плоскостопия и формирование свода стопы;
- гармонизация физического развития;
- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, включая речевое дыхание.
3. Коррекция психического развития и сенсорно-перцептивных функций:
- развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
- дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
- развитие воображения;
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Познавательное развитие:
- формирование представлений и знаний об элементарных движениях, частях тела, суставах
(название, понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к
осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в
жизни человека и самостоятельных занятий;
- расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной
частью физических упражнений (формирование пространственных представлений, речевой и
коммуникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).
5. Воспитание личности обучающегося с умственной отсталостью.
Основное содержание разделов программы по физической культуре построено с учётом
закономерностей формирования двигательных умений и навыков: разучивание, повторение и
закрепления техники разучиваемого движения.
В основу разработки программы по физической культуре для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.
Дифференцированный подход к построению рабочей программы для обучающихся с умственной
отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость
создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к разработке
программы по физической культуре обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся
с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития с учётом их
особых образовательных потребностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану на изучение физкультуры в 6 классах отводится 102 часов, из расчета 3
часа в неделю. Программа будет реализована за 99 часов . Так как согласно расписанию уроков на 20222023 учебный год происходит потеря учебных часов приходящих на 23.02.2023, 01.05. 2023г ,08.05.2023
г, объявленных Постановлением Правительства Р.Ф. «О переносе выходных дней в 2023 году» от
29.08.2022 №1505 праздничными днями».
Недостающие часы будут компенсированы за счет уплотнения материала в процессе других уроков.
При подготовке рабочей программы учитывались личностные и метапредметные результаты,
зафиксированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования и в «Универсальном кодификаторе элементов содержания и требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация программа осуществляется при создании специальных условий на занятиях физической
культурой.
Специальные условия создаются путём применения средств физической культуры, специальных
(коррекционных) приёмов, использования системы поощрения, формирования и поддержания мотивации
у обучающихся к занятиям и выполнению физических упражнений с учётом их индивидуальных
возможностей, уровня психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Средства физической культуры для занятий с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Средствами физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы
природы и гигиенические факторы.
Разделы программы по физической культуре включают многочисленные физические упражнения,
позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы,
вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения. В
соответствии с педагогическими задачами используемые на занятиях физической культурой упражнения
можно объединить в следующие группы:
1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание.
2. Общеразвивающие упражнения:
а) без предметов;
б) с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими
мячами и др.);
в) на снарядах (гимнастической стенке, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).
2. Упражнения на развитие силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости и
гибкости.
3. Упражнения на коррекцию и развитие координационных способностей: согласованности
движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в
пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений,
расслабления.
4. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины,
живота, рук и плечевого пояса, ног.
5. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций
паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.
6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
7. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, базовые танцевальные движения, элементы
хореографии и ритмопластики.
8. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т.п., активизирующие
познавательную деятельность.
9. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения,
зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.
10. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение профильного труда, трудовой
деятельности.
11. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды спорта: баскетбол, мини-футбол,
волейбол и др.
К естественно-средовым факторам относятся воздушные, солнечные
ванны и водные
процедуры. Они применяются для укрепления состояния здоровья, профилактики простудных
заболеваний, закаливания организма.
Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены, режим дня,
соотношение времени бодрствования и сна, учебы и отдыха, сбалансированное питание, гигиена одежды,
обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для обучающихся с умственной отсталостью важны не
только знания о влиянии естественных сил природы и гигиенических факторов на состояние здоровья и
развития, но и формирование у них привычки к закаливающим процедурам, соблюдению режима дня,
личной гигиены, чередованию физической и умственной активности.
Специальные условия
- показ учителем образца выполнения физического упражнения с объяснением способа
выполнения действий (операций);
- дополнительный неоднократный показ образца выполнения физического упражнения в
замедленном темпе в сопровождении с пояснением;
- дополнительная индивидуальная инструкция, задающая поэтапность (пошаговость) выполнения
физического упражнения;
- адаптация (адекватность в соответствие с развитием обучающегося) инструкции к упражнению;
- предъявление опор: наглядных схем, визуальных алгоритмов, последовательности действий при
выполнения физических упражнений;
- наличие зрительно-пространственных ориентиров (разметка, флажки, конусы и др.);
- варьирование видов помощи с учётом индивидуальных возможностей и потребности в помощи у
обучающихся: физическая помощь (совместные действия с педагогом); обучающая помощь (выполнение
упражнений на основе одновременного показа учителя); пошаговый контроль правильности выполнения
упражнений;
- предоставление дифференцированной помощи обучающимся: стимулирующей (одобрение,
эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении
физического упражнения, напоминание о необходимости самоконтроля), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции);
- учёт темпа деятельности обучающихся: увеличение времени на выполнение физических
упражнений; допустимо выполнение упражнений в индивидуальном темпе;
- профилактика физических и эмоциональных перегрузок: выполнение упражнений наименьшее
количество раз, смена видов деятельности, организация перерыва при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения;
- при определении физической нагрузки учёт соматического состояния обучающегося, уровня
физической подготовленности, степени развития физических качеств;
- специальное обучение играм по правилам;
- использование приёмов, направленных на формирование и поддержание интереса и мотивации к
правильному выполнению физических упражнений (похвала, одобрение, игровые, сенсорные поощрения
и др.);
- контроль выполнения физических упражнений с корректировкой и, при необходимости,
оказание индивидуальной помощи обучающимся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по физической культуре включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по физической культуре относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
гордости за спортивные достижения Российских спортсменов на международных соревнованиях и
олимпиадах, в том числе на параолимпийских играх и специальной Олимпиаде;
2) сформированность адекватных представлений о собственных физических возможностях, о
здоровом образе жизни;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, по уходу за
собой и гигиене тела, навыки безопасного поведения при выполнении физических упражнений (утренней
гимнастики), гигиенические навыки при занятиях спортом;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том
числе в процессе участия в командных и подвижных играх, занятиях спортом;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей (разделение радости общего командного результата в спортивном
соревновании или игре) и социальных ролей, в том числе ролей, принимаемых с учётом тактических
задач спортивной игры;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
к обучению способам выполнения различных видов упражнений, спортивным играм на занятиях
адаптивной физической культурой;
7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, в том числе в процессе командных игр, парной и групповой работы на занятиях адаптивной
физической культурой;
8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, в том числе восхищения
спортивными достижениями людей в различных видах спорта;
9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей: разделение
радости достижения общекомандного результата, проявление эмпатии и взаимопомощи к сверстникам в
командных спортивных играх, в соревновательной деятельности, на занятиях адаптивной физической
культурой;
10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
занятиям физической культурой, физическому развитию, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
11) проявление готовности к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, выполнению
утренней гимнастики.
Предметные результаты освоения программы учебного курса «Физическая культура»
обучающимися с лёгкой умственной отсталостью представлены в соответствии с примерной АООП
двумя уровнями: минимальный и достаточный. Соответственно в программе по физической культуре
содержание образования представлено дифференцированно для двух групп обучающихся: с
минимальным (1 группа) и достаточным (2 группа) уровнем овладения планируемыми предметными
результатами учебного предмета «Физическая культура». Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
При дифференциации обучающихся на группы и оценке образовательных достижений
обучающихся по физической культуре учитываются:
- индивидуальные психофизические возможности обучающихся;
- уровень физического развития;
- двигательные возможности;
- текущее состояние и заболевание конкретного обучающегося, группа здоровья.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы по физической культуре обучающимися с лёгкой
умственной отсталостью на момент завершения 6 класса:
минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их
применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых
команд;
представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при
выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов
соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях;
достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки,
спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития
мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег,
ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений.
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных
играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах
двигательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных
правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в
повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
Личностные учебные действия:
испытывать чувство гордости за свою страну, отслеживать результаты паралимпийских
игр, специальной олимпиады международного и федерального уровней;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня;
уважительно относиться к спортивным результатам других людей, сверстников;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность через посильное участие в
организации и проведении спортивно-массовых мероприятий;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в процессе занятий адаптивной физической
культурой, спортивно-массовых мероприятий;
использовать доступные источники и средства для получения информации по здоровому
образу жизни, занятиям физкультурой и спортом.
Регулятивные учебные действия:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач
(тактических задач подвижных и командных игр), осуществлять коллективный поиск средств и
способов решения учебной/практической задачи в групповой и командной работе;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач на занятиях адаптивной физической культурой;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности при выполнении упражнений
(в паре, в группе со сверстниками);
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе выполнения упражнений;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку учителя правильности выполнения
упражнений, корректировать свою деятельность на основе показа способа выполнения
упражнения учителем, на основе оценки учителя правильности выполнения упражнений.
Познавательные учебные действия:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания: адаптивная
физическая культура – математика, адаптивная физическая культура – русский язык и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Модуль/тематический Разделы
блок
Содержание программы
Теоретические
сведения
Личная гигиена,
солнечные и воздушные
ванны. Значение
физических упражнений в
жизни человека.
Подвижные игры.
Роль физкультуры в
подготовке к труду.
Значение физической
культуры в жизни
человека.
Самостраховка и
самоконтроль при
выполнении физических
упражнений.
Помощь при травмах.
Способы
самостоятельного
измерения частоты
сердечных сокращений.
Физическая культура и
спорт в России.
Специальные
олимпийские игры.
Здоровый образ жизни и
занятия спортом после
окончания школы.
Дифференциация видов деятельности обучающихся
1 группа
2 группа
(минимальный уровень)
(достаточный уровень)
- слушают инструктаж и
- слушают инструктаж и
зрительно воспринимают
зрительно воспринимают
образец поведения на уроках
образец поведения на
физической культуры (техника уроках физической
безопасности);
культуры (техника
- рассматривают видеоматериал безопасности);
по теоретическим вопросам
- рассматривают
адаптивной физической
видеоматериал по
культуры (например, по темам
теоретическим вопросам
«Личная гигиена», «Помощь
адаптивной физической
при травмах», «Специальные
культуры (например, по
олимпийские игры» и др.);
темам «Личная гигиена»,
- слушают объяснение педагога «Помощь при травмах»,
по теме с чёткими смысловыми «Специальные
акцентами и опорой на
олимпийские игры» и
наглядность (визуальный план, др.);
картинки по теме урока);
- слушают объяснение
- осваивают основные понятия
педагога по теме с
и термины, выполняют
чёткими смысловыми
различные виды заданий с
акцентами и опорой на
терминологическим аппаратом наглядность (визуальный
(кроссворды, тесты, подбор
план, картинки по теме
соответствующего понятия к
урока);
определению, ребусы и др.) с
- осваивают основные
помощью учителя;
понятия и термины,
- рассматривают
выполняют различные
демонстрационный материал по виды заданий с
теме (презентации,
терминологическим
иллюстрации, наглядность по
аппаратом (кроссворды,
видам спорта, правилам личной тесты, подбор
гигиены, видам закаливания и
соответствующего
другим темам);
понятия к определению,
ребусы и др.);
Гимнастика
Теоретические
сведения.
Элементарные сведения о
передвижениях по
ориентирам.
Правила поведения на
занятиях по гимнастике.
Значение утренней
гимнастики.
- получают элементарные
теоретические сведения о
передвижениях по ориентирам;
- слушают объяснение о
передвижениях по ориентирам,
выделяют и узнают ориентиры,
ориентируются на зрительные
метки при передвижениях (при
необходимости с помощью
учителя);
- закрепляют элементарные
сведения о правильной осанке,
равновесии, зрительно
воспринимают и оценивают
образец удержания правильной
осанки и равновесия;
- удерживают правильную
осанку и равновесие при
выполнении гимнастических
упражнений (с помощью
учителя);
- осуществляют самостраховку
и самоконтроль при
выполнении гимнастических
упражнений (при
необходимости с помощью
учителя), называют основные
приёмы самоконтроля;
- слушают объяснение и
рассматривают гимнастические
снаряды и предметы,
демонстрируемые учителем,
закрепляют на доступном
уровне элементарные сведения
о гимнастических снарядах и
предметах в различных видах
заданий;
- слушают объяснение понятий
- получают элементарные
теоретические сведения о
передвижениях по
ориентирам;
- слушают объяснение о
передвижениях по
ориентирам, выделяют и
узнают ориентиры,
ориентируются на
зрительные метки при
передвижениях
(самостоятельно);
- закрепляют
элементарные сведения о
правильной осанке,
равновесии, зрительно
воспринимают и
оценивают образец
удержания правильной
осанки и равновесия;
- самостоятельно
удерживают правильную
осанку и равновесие при
выполнении
гимнастических
упражнений;
- осуществляют
самостраховку и
самоконтроль при
выполнении
гимнастических
упражнений
(самостоятельно);
- слушают и применяют
правила поведения на
уроках гимнастики
(самостоятельно),
называют основные
о строе, шеренге, ряде, колонне, приёмы самоконтроля;
двухшереножном строе,
- слушают объяснение и
флангах, дистанции;
рассматривают
гимнастические снаряды
и предметы,
демонстрируемые
учителем, закрепляют
элементарные сведения о
гимнастических снарядах
и предметах в различных
видах заданий;
Практический
материал.
Построения и
перестроения.
Упражнения без
предметов
(корригирующие и
общеразвивающие
упражнения):
- упражнения на дыхание;
- для развития мышц
кистей рук и пальцев;
- мышц шеи;
- расслабления мышц;
- укрепления
голеностопных суставов и
стоп;
- укрепления мышц
туловища, рук и ног;
- для формирования и
укрепления правильной
осанки.
- упражнения на
равновесие;
- опорный прыжок;
- упражнения для
развития
пространственновременной
- выполняют упражнения без
предметов по инструкции и по
показу учителя;
- выполняют строевые
команды;
- слушают объяснение, смотрят
показ учителя, выполняют
перестроение под щадящий
счёт;
- выполняют ходьбу с
заданиями, ориентируясь на
образец других обучающихся (с
достаточным уровнем):
размыкание, повороты при
ходьбе;
- выполняют ходьбу «Змейкой»,
«Противоходом»;
- выполняют команды: «Чаще
шаг», «Реже шаг»;
- выполняют размыкание в
движении на заданную
дистанцию и интервал (при
необходимости с помощью
учителя);
- выполняют ходьбу:
- ходьбу в различном темпе по
диагонали;
- выполняют упражнения
без предметов по
инструкции и по показу
учителя;
- чётко и правильно
выполняют строевые
команды;
- выполняют ходьбу,
ходьбу с заданиями,
сочетают разновидности
ходьбы;
- выполняют размыкание
в движении на заданную
дистанцию и интервал;
- выполняют ходьбу
«Змейкой»,
«Противоходом»;
- выполняют команды:
«Чаще шаг», «Реже шаг»;
- сочетают ходьбу и бег в
шеренге и в колонне;
- изменяют скорость
передвижения при
ходьбе/беге;
- выполняют фигурную
маршировку;
- выполняют ходьбу в
дифференцировки и
точности движений;
- переноска грузов и
передача предметов.
Коррекционные
упражнения
на развитие
координационных
способностей, ориентации
в пространстве, быстроты
реакций, дифференциации
силовых,
пространственных и
временных параметров
движений:
- построение в различных
местах зала по показу и по
команде;
- построение в колонну по
одному на расстоянии
вытянутой руки;
- стоя боком к
гимнастической стенке,
поднимание ноги на
заданную высоту с
контролем и без контроля
зрения по прямому
указанию учителя;
- ходьба по ориентирам,
начерченным на
гимнастическом бревне;
- прыжки назад, влево,
вправо в обозначенное
место;
- прыжок в длину с
разбега и приземлением в
обозначенное место;
- перестроение из колонны по
одному в колонну по два;
- выполняют смену ног при
ходьбе;
-выполняют повороты налево,
направо, кругом
(переступанием);
- удерживают интервал при
ходьбе;
- выполняют ходьбу в обход с
поворотами на углах по
примеру и указанию учителя;
- выполняют ходьбу с
заданиями, сочетают
разновидности ходьбы;
- сочетают ходьбу и бег в
шеренге и в колонне;
- изменяют скорость
передвижения при ходьбе/беге;
- выполняют фигурную
маршировку за другим
учащимся, ориентируясь на
образец выполнения впереди
идущего учащегося;
- выполняют медленный бег:
в равномерном темпе до 3 мин.,
широким шагом на носках
(коридор 20 -30 см),
бег на скорость 60 м с высокого
старта,
с преодолением малых
препятствий в среднем темпе.
- выполняют эстафетный бег
(по кругу 60 м);
- выполняют прыжки:
- через скакалку на месте в
равномерном темпе;
- на одной/двух ногах
различном темпе по
диагонали;
- перестроение из
колонны по одному в
колонну по два;
- выполняют смену ног
при ходьбе;
-выполняют повороты
налево, направо, кругом
(переступанием);
- удерживают интервал
при ходьбе;
- выполняют ходьбу в
обход с поворотами на
углах по примеру и
указанию учителя;
- выполняют ходьбу с
заданиями, сочетают
разновидности ходьбы;
- сочетают ходьбу и бег в
шеренге и в колонне;
- изменяют скорость
передвижения при
ходьбе/беге;
- выполняют медленный
бег:
в равномерном темпе до 3
мин.,
широким шагом на носках
(коридор 20 -30 см),
бег на скорость 60 м с
высокого/низкого старта,
с преодолением малых
препятствий в среднем
темпе.
- выполняют эстафетный
бег (по кругу 60 м);
- выполняют прыжки:
- через скакалку на месте
- подлезание под
препятствие определённой
высоты с контролем и без
контроля зрения;
- повороты кругом без
контроля зрения;
- прохождение расстояния
до 3 м от одного
ориентира до другого с
открытыми глазами за
определённое количество
шагов;
- прыжковые упражнения
с точностью прыжка;
- ходьба по ориентирам
«змейкой» за
направляющим (ходьба
«змейкой» по
начерченным линиям);
- прыжок на заданное
расстояние;
- ходьба в шеренге;
- передача мяча в шеренге;
- поочерёдные
однонаправленные
движения рук: правая
назад - левая назад, правая
вниз – левая вниз по
примеру учителя;
- поочерёдные
разнонаправленные
движения рук: правая –
вверх, левая - в сторону,
правая - в сторону, левая вверх;
- поочерёдные
разнонаправленные
движения рук и ног:
правая рука в сторону -
произвольным способом;
- через набивные мячи
(расстояние 80 – 100 см, длина 4 метра);
- в шаге с приземлением на обе
ноги;
- в длину;
- в длину «оттолкнув ноги»;
- выполняют прыжки«перешагивание», прыжки в
высоту с ускоренного разбега «перешагивание»;
- выполняют метание: мяча в
пол на высоту отскока;
- метание малого мяча на
дальность в коридор 10 м;
- метание мяча в вертикальную
цель;
- толкание набивного мяча
весом 1 кг с места одной рукой;
- выполняют общеразвивающие
и корригирующие упражнения
без предметов
(по показу, инструкции, после
обучающей помощи учителя, с
дифференцированной помощью
учителя, под контролем
учителя):
- упражнения на осанку,
- дыхательные упражнения,
- основные положения,
- движения головы,
- конечностей туловища;
- слушают инструкцию, смотрят
показ, выполняют
корригирующие и
общеразвивающие упражнения
под счёт;
- выполняют упражнения с
в равномерном темпе;
- на одной/двух ногах
произвольным способом;
- через набивные мячи
(расстояние 80 – 100 см,
длина - 5 метров);
- в шаге с приземлением
на обе ноги;
- в длину;
- в длину «оттолкнув
ноги»;
- выполняют прыжки«перешагивание»,
прыжки в высоту с
ускоренного разбега «перешагивание»;
- выполняют метание:
мяча в пол на высоту
отскока;
- метание малого мяча на
дальность в коридор 10 м;
- метание малого мяча с 3
шагов с разбега в коридор
10 м;
- метание мяча в
вертикальную цель;
- метание мяча в
движущуюся цель;
- толкание набивного
мяча весом 1 кг с места
одной рукой;
- выполняют
общеразвивающие и
корригирующие
упражнения без
предметов
(по показу, инструкции,
после обучающей помощи
учителя, с
правая нога назад, правая
рука вниз – правую ногу
приставить;
- построение в колонну по
4 на определённый
интервал и дистанцию (по
необходимости помощь
учителя);
- прохождение отрезка до
10 м от ориентира к
ориентиру за
определённое количество
шагов (помощь учителя);
- ходьба «зигзагом» по
ориентирам со
зрительным контролем и
без него (с помощью
учителя).
удержанием груза (100-150 г)
на голове: повороты кругом,
приседание;
- выполняют дыхательные
упражнения: полное
углубленное дыхание с
различными движениями рук,
дозированное дыхание в ходьбе
с движениями рук в различных
направлениях;
- рационально меняют
напряжение/расслабление
мышц, при переноске груза;
- фиксируют положение головы
при смене исходного
положения;
- выполняют ходьбу по
гимнастической скамейке с
различными положениями рук,
передвижения по минимальной
наклонной плоскости;
- из положения лёжа на животе,
подбородок на тыльной стороне
кистей рук, поднимают голову
и плечи, руки на пояс;
- выполняют переходы, из
упора лёжа, в упор присев и
обратно;
- выполняют полуприседы с
различным положением рук;
- выполняют полуприседы с
продвижением вперёд – назад.
- выполняют общеразвивающие
и корригирующие упражнения с
предметами, на снарядах:
- с гимнастическими палками:
- выполняют команды
«Смирно!», «Вольно!» с палкой
- с набивными мячами (вес 1-3
дифференцированной
помощью учителя, под
контролем учителя):
- упражнения на осанку,
- дыхательные
упражнения,
- основные положения,
- движения головы,
- конечностей туловища;
- слушают инструкцию,
смотрят показ, выполняют
корригирующие и
общеразвивающие
упражнения под счёт;
- рационально меняют
напряжение/расслабление
мышц, при переноске
груза;
- фиксируют положение
головы при смене
исходного положения;
- выполняют ходьбу по
гимнастической скамейке
с различными
положениями рук,
передвижения по
минимальной наклонной
плоскости;
- из положения лёжа на
животе, подбородок на
тыльной стороне кистей
рук, поднимают голову и
плечи, руки на пояс;
- используют приёмы
саморасслабления в ходе
выполнения упражнений;
- выполняют переходы, из
упора лёжа, в упор присев
и обратно;
Легкая атлетика
Теоретические
сведения.
Фаза прыжка в длину с
разбега.
Значение ходьбы для
укрепления здоровья
человека, основы
кроссового бега, бег по
виражу.
Правила судейства по
бегу, прыжкам, метанию;
правила передачи
эстафетной палочки в
легкоатлетических
эстафетах.
Практическая значимость
развития физических
качеств средствами легкой
атлетики в трудовой
деятельности человека.
кг) выполняют:
- броски набивного мяча друг
другу одной рукой от правого и
левого плеча;
- передачу набивного мяча из
одной руки в другую сзади
туловища и между ног;
- сгибание и разгибание ног с
облегчённым мячом между ног
сидя на полу.
- выполняют полуприседы
с различным положением
рук;
- выполняют полуприседы
с продвижением вперёд –
назад.
- выполняют
общеразвивающие и
корригирующие
упражнения с
предметами, на снарядах:
- с гимнастическими
палками:
- выполняют команды
«Смирно!», «Вольно!» с
палкой;
- слушают инструктаж о
правилах поведения на уроках
лёгкой атлетики;
- рассматривают нагляднодемонстрационные материалы
по теме урока, о значении
физических упражнений для
здоровья человека
(презентации, памятки,
плакаты, видеоматериалы);
- просматривают презентации
«Роль физкультуры в
подготовке к труду»,
«Значение физической
культуры в жизни человека»;
- участвуют в групповой работе
по заданию учителя
(обсуждают, осуществляют
поиск и выбор ответа (с
помощью учителя или
обучающихся с достаточным
уровнем);
- слушают инструктаж о
правилах поведения на
уроках лёгкой атлетики;
- рассматривают
нагляднодемонстрационные
материалы по теме урока,
о значении физических
упражнений для здоровья
человека (презентации,
памятки, плакаты,
видеоматериалы);
- просматривают
презентации «Роль
физкультуры в
подготовке к труду»,
«Значение физической
культуры в жизни
человека»;
- участвуют в групповой
работе по заданию
учителя (обсуждают,
Практический
материал.
Бег:
Прыжки:
- отработка выпрыгивания
и спрыгивания с
препятствий;
- прыжки в длину
(способами «оттолкнув
ноги», «перешагивание»);
- прыжки в высоту
способом «перекат»;
- толкание набивного
мяча;
- метание нескольких
малых мячей в 2-3 цели;
- метание деревянной
гранаты.
- получают представление о
кроссовом беге, беге по виражу;
-
осуществляют поиск и
выбор ответа;
- получают представление
о кроссовом беге, беге по
виражу;
- дифференцируют
различные виды бега;
Ходьба:
- выполняют ходьбу за другим
обучающимся, ориентируясь на
его образец;
- выполняют ходьбу с
сочетанием разновидностей
ходьбы;
- выполняют ходьбу с
заданиями;
Бег:
- выполняют медленный бег в
равномерном темпе до 2 мин.,
до 3 мин.;
- выполняют бег широким
шагом на носках (коридор 20-30
см);
- выполняют бег на скорость 60
м с высокого старта;
Прыжки:
- выполняют прыжки через
скакалку на месте в
равномерном темпе;
- выполняют прыжки на однойдвух ногах произвольным
способом;
- выполняют прыжки в шаге с
приземлением на обе ноги;
- выполняют прыжки в длину;
- выполняют прыжки в длину
«оттолкнув ноги»,
«перешагивание»;
Ходьба:
- выполняют ходьбу с
сочетанием
разновидностей ходьбы;
- выполняют ходьбу с
заданиями;
- выполняют ходьбу с
изменением направлений,
скрестным шагом, с
ускорением;
Бег:
- выполняют медленный
бег в равномерном темпе
до 3 мин., до 5 мин.;
- выполняют бег широким
шагом на носках (коридор
20-30см);
- выполняют бег на
скорость 60 м с
высокого/низкого старта;
- выполняют медленный
бег 10-12 мин.
Прыжки:
- выполняют прыжки
через скакалку на месте в
равномерном темпе;
- выполняют прыжки на
одной-двух ногах
произвольным способом;
- перепрыгивают через
набивные мячи
Подвижные игры
Спортивные игры
Теоретические
сведения.
Практический
материал.
Значимость подвижных
игр и общеразвивающих
упражнений для здоровья
человека. Развитие
физических качеств в
процессе игр и
общеразвивающих
упражнений. Правила игр
различных видов.
Игры коррекционной
направленности.
Игры с элементами
общеразвивающих
упражнений:
Метание:
- выполняют метание мяча в
пол на высоту отскока;
- выполняют метание малого
мяча на дальность с места (к. 10
м);
- выполняют метание мяча в
вертикальную цель;
(расстояние 80-100 см.,
длина 5 метров);
- выполняют прыжки в
шаге с приземлением на
обе ноги;
- выполняют прыжки в
длину;
- выполняют прыжки в
длину «оттолкнув ноги»,
«перешагивание»;
Метание:
- выполняют метание
мяча в пол на высоту
отскока;
- выполняют метание
малого мяча на дальность
с 3 шагов с разбега (к. 10
м);
- выполняют метание
мяча в вертикальную
цель;
-
- слушают правила игры;
- рассказывают правила игры (с
помощью учителя, по вопросам,
по показу);
- называют названия известных
игр;
- обосновывают значимость
подвижных игр и
общеразвивающих упражнений
для здоровья человека (с
помощью учителя).
Игры и упражнения
коррекционной направленности
(по Л.В. Шапковой):
Коррекция ходьбы:
- «Рельсы»;
- слушают правила игры;
- рассказывают правила
игры.;
- называют названия
известных игр;
- обосновывают
значимость подвижных
игр и общеразвивающих
упражнений для здоровья
человека.
- игры с бегом;
- игры с прыжками;
- игры с лазанием;
- игры метанием и ловлей
мяча;
- игры с построениями и
перестроениями;
- игры с бросанием,
ловлей, метанием;
- игры на лыжах и
коньках; с переноской
груза.
- «Не сбей»;
- «Узкий мостик»;
- «Длинные ноги»;
- «Хлоп»;
- «Кошка»;
- «Солдаты»;
- «Без страха»;
- «Ловкие руки»;
- «Каракатица»;
- «Светло-темно»;
- «Козлики» и др.;
Коррекция бега:
- ходьба ускоренная с
переходом на бег, переход с
бега на ходьбу;
- бег на месте с высоким
подниманием бедра со сменой
темпа (от минимального до
максимально возможного);
- «Челночный бег». Бег с
максимальной скоростью,
остановками, с переноской
предметов (кубиков, мячей);
- бег по кругу с остановкой
(свисток, хлопок) и выполнение
заданий: принять красивую
осанку, позу «аиста» (стойка на
одной ноге, другая согнута в
колене), позу «ласточки»
(стойка на одной ноге, друга
назад, руки в стороны (держать
5 сек.);
- бег за обручем;
- бег с грузом в руках (большой
мяч, 2 мяча, 4 кегли);
- по сигналу добежать до мяча,
лежавшего в 10 м от линии
старта, взять его и, вернувшись
бегом назад, положить мяч на
линию старта.
Теоретические
сведения.
Практический
материал.
Баскетбол
Санитарно-гигиенические
требования к занятиям
баскетболом.
Упрощенные правила
игры в баскетбол; права и
обязанности игроков;
предупреждение
травматизма. Правила
игры в баскетбол
(наказания при
нарушениях правил).
Влияние занятий
баскетболом на
профессиональнотрудовую подготовку
обучающихся; правила
судейства. Оформление
заявок на участие в
соревнованиях. Баскетбол
и специальная Олимпиада.
Волейбол
Наказания при нарушении
правил игры. Влияние
занятий по волейболу на
профессиональнотрудовую деятельность;
судейство игры,
соревнований.
Оформление заявок на
участие в соревнованиях.
Волейбол и Специальная
Олимпиада.
- Слушают объяснение учителя,
общие сведения о баскетболе,
волейболе и др.;
- слушают инструктаж по
технике безопасности в
процессе игры в баскетбол,
волейбол, настольный теннис,
хоккей на полу, инструктаж по
предупреждению травм при
участии в спортивных играх,
санитарно-гигиенические
требования к занятиям к
занятиям спортивными играми;
- просматривают видеоматериал
с последующим обсуждением
правил спортивных игр,
тактики игры (по теме урока);
- смотрят по показ с
объяснением расстановки
игроков, перемещения по
площадке, стойки
волейболистов, баскетболистов,
теннисистов и др.;
- знакомятся с простейшими
правилами игры, правилами
судейства, наказаниями при
нарушениях правил игры;
- рассматривают
демонстрационный материал по
теме (презентации,
иллюстрации, наглядность);
- отвечают на вопросы по
прослушанному материалу с
опорой на визуальный план,
участвуют в беседе;
- выполняют практические
задания с заданными
- Слушают объяснение
учителя;
- слушают объяснение
учителя;
- слушают инструктаж по
технике безопасности в
процессе игры в
баскетбол, волейбол,
настольный теннис,
хоккей на полу;
- просматривают
видеоматериал с
последующим
обсуждением правил
спортивных игр (по теме
урока);
- рассматривают
демонстрационный
материал по теме
(презентации,
иллюстрации,
наглядность);
- отвечают на вопросы по
прослушанному
материалу с опорой на
визуальный план,
участвуют в беседе;
- выполняют
практические задания с
заданными параметрами
(например, подбирают
экипировку теннисиста,
дифференцируют
разновидности ударов,
подбирают ответы на
вопрос по
предоставленным
Баскетбол
Тактические приемы
атакующего против
защитника. Ловля мяча
двумя руками с
последующим ведением и
остановкой. Передача
мяча двумя руками от
груди в парах с
продвижением вперед.
Ведение мяча с обводкой
препятствий. Броски мяча
в корзину в движении
снизу от груди.
Подбирание отскочившего
от щита мяча. Учебная
игра по упрощенным
правилам. Захват и
выбивание мяча в парах.
Ведение мяча шагом и
параметрами (например,
подбирают экипировку
теннисиста, дифференцируют
разновидности ударов,
подбирают ответы на вопрос по
предоставленным карточкам и
др.) с помощью педагога:
поэтапное предъявление
инструкции, пошаговый
(пооперационный) контроль
выполнения задания;
- выполняют учебные тесты по
теоретическим вопросам
спортивных игр;
- участвуют в групповой работе
по поиску информации или
выполнению задания (на
доступном уровне, с помощью
учителя).
Баскетбол
- Осваивают правила игры в
баскетбол, правила поведения в
игре;
- смотрят показ с объяснением
и стоят в основной стойке (на
основе образца учителя);
-выполняют передвижения без
мяча вправо, влево, вперёд,
назад;
- выполняют передвижения
вправо, влево, вперёд, назад с
ударами об пол;
- выполняют ведение мяча на
месте, в движении;
- останавливаются по сигналу
учителя;
-выполняют остановку шагом;
- выполняют ловлю и передачу
мяча на месте двумя руками;
карточкам и др.);
- выполняют учебные
тесты по теоретическим
вопросам спортивных игр;
- участвуют в групповой
работе по поиску
информации или
выполнению задания.
Баскетбол
- Осваивают правила игры
в баскетбол, правила
поведения в игре;
- смотрят показ с
объяснением и стоят в
основной стойке (на
основе образца учителя);
-выполняют
передвижения без мяча
вправо, влево, вперёд,
назад;
- выполняют
передвижения вправо,
влево, вперёд, назад с
ударами об пол;
- выполняют ведение мяча
на месте, в движении;
- останавливаются по
сигналу учителя;
бегом с обводкой
условных противников.
Передача мяча в движении
бегом в парах, бросок
мяча одной рукой от плеча
в движении. Штрафной
бросок. Зонная защита.
Подвижные игры на
основе баскетбола.
Эстафеты с ведением
мяча.
Волейбол
Стойка и перемещения
волейболиста. Передача
мяча сверху двумя руками
над собой и передача мяча
снизу двумя руками на
месте и после
перемещения. Нижняя
прямая подача. Прыжки с
места и с шага в высоту и
длину. Прием и передача
мяча сверху и снизу в
парах после перемещений
Верхняя прямая подача.
Прямой нападающий удар
через сетку
(ознакомление).
Игры (эстафеты) с
мячами.
- выполняют повороты на месте
с мячом в руках;
- ловят и передают мяч;
- ведут мяч одной рукой на
месте, в движении шагом;
- бросают мяч в корзину снизу
и от груди с места;
- выполняют штрафные броски;
- выполняют бег с изменением
направления и скорости с
остановкой, остановку шагом,
после ведения мяча;
- выполняют повороты на
месте;
- выполняют вырывание,
выбивание, ловлю, передачу и
ведения мяча.
- ведут мяч с передачей, с
последующим броском в
кольцо;
- ловят мяч с последующим
ведением и остановкой;
- передают мяч с продвижением
вперёд;
- ведут, бросают, подбирают
мяч в процессе учебой игры;
- выполняют упражнения с
набивными мячами: бросают
мячи с близкого расстояния, с
разных позиций и расстояния;
- выполняют повороты в
движении без мяча и после
получения мяча в движении;
- ловят и передают мяч двумя и
одной рукой в парах, тройках в
движении;
- выполняют ведение мяча с
изменением направлений (без
обводки и с обводкой);
-выполняют остановку
шагом;
- выполняют ловлю и
передачу мяча на месте
двумя руками;
- выполняют повороты на
месте с мячом в руках;
- ловят и передают мяч;
- ведут мяч одной рукой
на месте, в движении
шагом;
- бросают мяч в корзину
снизу и от груди с места;
- выполняют штрафные
броски;
- выполняют бег с
изменением направления
и скорости с остановкой,
остановку шагом, после
ведения мяча;
- выполняет остановку
шагом, прыжком, после
ведения мяча;
- выполняют повороты на
месте;
- выполняют вырывание,
выбивание, ловлю,
передачу и ведения мяча;
- выполняют
блокирование мяча;
нападающий удар через
сетку с шагом, прыжки
вверх с места, с 3-х шагов
(серия 3-6 по 5,10 раз);
- ведут мяч с передачей, с
последующим броском в
кольцо;
- ловят мяч с
последующим ведением и
- выполняют броски мяча в
корзину с различных
положений;
- осуществляют практическое
судейство (с помощью
педагога).
Пионербол (на
подготовительном этапе к
игре в волейбол):
- слушают объяснение правил
игры с показом расстановки
игроков на площадке;
- определяют место на
площадке, выполняют
расстановку (с помощью
учителя);
- смотрят показ с объяснением
техники выполнения ударов,
подачи и ловли мяча;
- выполняют нападающий удар
двумя руками сверху в прыжке;
- ловят мяч над головой;
- выполняют подачу мяча двумя
руками снизу, боковую подачу;
- выполняют розыгрыш мяча на
три паса (с помощью учителя);
- играют в учебную игру
(например, игра «Мяч в
воздухе»);
- выполняют передачу мяча
сверху двумя руками над собой
и в парах сверху двумя руками;
- выполняют подводящие
упражнения к нижней прямой
подаче мяча.
Волейбол:
- смотрят показ с объяснением
техники приёма и передачи
мяча снизу и сверху, передачи
остановкой;
- передают мяч с
продвижением вперёд;
- ведут, бросают,
подбирают мяч в процессе
учебой игры;
- выполняют упражнения
с набивными мячами:
бросают мячи с близкого
расстояния, с разных
позиций и расстояния;
- выполняют повороты в
движении без мяча и
после получения мяча в
движении;
- ловят и передают мяч
двумя и одной рукой в
парах, тройках в
движении;
- выполняют ведение мяча
с изменением
направлений (без обводки
и с обводкой);
- выполняют броски мяча
в корзину с различных
положений;
- осуществляют
практическое судейство (с
помощью педагога).
Пионербол (на
подготовительном этапе
к игре в волейбол):
- слушают объяснение
правил игры с показом
расстановки игроков на
площадке;
- определяют место на
площадке, выполняют
расстановку (с помощью
двумя руками на месте;
- выполняют приём и передачу
мяча снизу и сверху, передачу
двумя руками на месте.
учителя);
- смотрят показ с
объяснением техники
выполнения ударов,
подачи и ловли мяча;
- выполняют нападающий
удар двумя руками сверху
в прыжке;
- ловят мяч над головой;
- выполняют подачу мяча
двумя руками снизу,
боковую подачу;
- выполняют розыгрыш
мяча на три паса (с
помощью учителя);
- играют в учебную игру
(например, игра «Мяч в
воздухе»);
- выполняют передачу
мяча сверху двумя руками
над собой и в парах
сверху двумя руками;
- выполняют подводящие
упражнения к нижней
прямой подаче мяча.
Волейбол:
- смотрят показ с
объяснением техники
приёма и передачи мяча
снизу и сверху, передачи
двумя руками на месте;
Материально-техническое обеспечение.
Библиотечный фонд:
-комплект примерных рабочих программ по адаптивной физической культуре для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-стандарт основного общего образования по физической культуре;
-примерные программы по учебным предметам. («Физическая культура.5-9 классы»);
-рабочие программы по физической культуре;
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
-стенка гимнастическая;
-скамейки гимнастические;
-перекладина гимнастическая;
-канат для лазанья;
-маты гимнастические;
-мячи набивные;
-скакалки гимнастические;
-мячи малые (теннисные);
-палки гимнастические;
-обручи гимнастические;
-планка для прыжков в высоту;
-стойки для прыжков в высоту;
-рулетка измерительная;
-щиты с баскетбольными кольцами;
-большие мячи резиновые, баскетбольные);
-сетка волейбольная;
-аптечка медицинская.