МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования г. Новошахтинска
МБОУ СОШ № 7
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
____________Мальцева Н.В
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
____________Кутенкова Г.Н.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________Мальцева Н.В.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №100
от "29" августа 2022 г.
от "29" августа 2022 г.
от "30" августа 2022 г.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Вариант 1
учебного предмета
«География»
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Набока Елена Алексеевна
учитель географии
Новошахтинск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету
«География» для
6 класса
основного общего образования составлена в
соответствии с положениями:
• Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989;
• Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013г.
№26-3С (с изменениями и дополнениями);
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
• Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ СОШ №7;
• Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2022-2023 учебный год;
• ЛА школы «Положение о рабочей программе»;
• Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2022-2023 учебный год, в котором учтены
особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и
запросы участников образовательных отношений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты
общественно-научного
и
естественно-научного
знания.
Вследствие
этого
содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими,
этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем
звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и
общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется
образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов
и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
― формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
― формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры
и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных
материков и отдельных стран.
― формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений;
― формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных
бедствий и техногенных катастроф
― овладение основами картографической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической
карты для получения географической информации;
― формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий.
Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов
учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать
выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6
класс – «Начальный курс физической географии», 7 класс – «География России», 8
класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География материков и
океанов» и «Наш край».
Данная программа предусматривает изучение географии в 6 классе - 2 час в
неделю, всего 68 час.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран;
владение
приемами
элементарного
чтения
географической
карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать
географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических
объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения
мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической
среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных
воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своей области.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и
достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально
откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и
бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно
включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к
культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать
его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач; использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и
сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Содержание курса
Начальный курс физической географии
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас
и правила пользования им.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты.
Физическая карта России.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы.
Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их
образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера,
водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец.
Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы
нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля ―
планета. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор,
полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте
полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на
Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса
освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа
тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы
России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России.
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
Практические Тестирование
работы
1.
Что изучает география
4
2.
5
4.
Ориентирование
на
местности
Формы
поверхности
Земли
Вода на Земле
12
5.
План и карта
10
1
6.
Земной шар
15
3
7.
Карта России
18
3
2
Всего часов
68
9
5
3.
2
1
4
1
1
Тематическое планирование уроков
Тема урока
ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ. 4 ч
1.
Что изучает география.
2.
Наблюдения за
изменениями высоты
Солнца и погоды.
3.
Явления природы.
4.
Географические сведения о
своей местности и труде
населения.
Колво
часов
Примечание
Знакомство с новым учебником,
иллюстрированным приложением –
атласом, с рабочими тетрадями на
печатной основе
Экскурсия для выяснения запаса
1
элементарных
географических
1
представлений, проверки знаний,
умений и навыков, полученных в 1-5
классах
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. 5 ЧАСОВ
5.
Горизонт.
1
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Линия горизонта.
Схематическая зарисовка компаса
Экскурсия для закрепления понятий о
6.
Стороны горизонта.
1
горизонте
и
об
основных
Практическая работа
направлениях.
Упражнения
в
«Зарисовка линии сторон
определении сторон горизонта по
горизонта»
Солнцу и компасу. Упражнения в
7.
Компас и правила
1
определении сторон горизонта по
пользования им.
местным признакам
Практическая работа
«Определение сторон
горизонта по Солнцу и
компасу»
8.
Ориентирование по
1
местным
признакам природы.
9.
Обобщающий урок. Тест
1
«Ориентирование»
ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. 4 ЧАСА
10.
Равнины (плоские и
1
Экскурсия.
Моделирование
из
холмистые), холмы
сырого песка, глины или пластилина
равнины, холма.
11.
Овраги, их образование.
1
Моделирование из сырого песка,
12.
Горы. Понятия о
1
глины или пластилина оврага
землетрясениях и
Моделирование из сырого песка,
извержениях вулканов.
1
1
глины или пластилина горы, вулкана.
Зарисовки различных форм земной
поверхности, схемы вулкана в
разрезе
Обобщающий урок по теме
«Формы поверхности
Земли». Тестирование
ВОДА НА ЗЕМЛЕ. 12 ЧАСОВ
14.
Вода в природе.
15.
Родник, его образование.
16.
Колодец, водопровод.
17 - 18. Река, ее части.
Горные и равнинные реки.
19.
Как люди используют
реки.
20 - 21. Озера, водохранилища,
пруды. Разведение рыб,
птиц.
22.
Болота, их осушение.
23.
Океаны и моря. Явления
природы: ураганы,
штормы, цунами.
24.
Острова и полуострова
России.
25.
Водоемы нашей местности.
Охрана воды от
загрязнения.
ПЛАН И КАРТА. 10 ЧАСОВ
26.
Рисунок и план предмета.
Условные знаки плана
местности.
27.
План и масштаб.
28.
План класса.
Практическая работа
«Простейший план».
29.
План школьного участка.
30.
Условные знаки плана
13.
1
1
1
1
2
1
2
Моделирование из пластилина и
воды озера или изготовление макетов.
Зарисовка схемы озера
Моделирование из пластилина и воды
(острова, полуострова) или
изготовление макетов. Зарисовки
схем острова, полуострова
Проведение опыта, показывающего
очистку воды фильтрованием
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Упражнения
в
определении
направлений на местности и плане
Упражнения в умении обозначать
направления на плане Упражнения в
измерении расстояний на местности и
изображение их на плане (чертеже) в
масштабе (для сильных учеников)
Вычерчивание простейших планов
(нескольких
предметов,
31.
32.
33.
34.
35.
местности.
План и географическая
карта.
Условные цвета
физической карты.
Условные знаки
физической карты.
Тест по теме: «План и
карта»
Физическая карта России.
Значение географической
карты в жизни и
деятельности людей.
Обобщающий урок по теме
«План и карта».
ЗЕМНОЙ ШАР. 15 ЧАСОВ
36.
Краткие сведения о Земле,
Солнце, Луне.
37.
Планеты.
38.
Земля – планета.
Доказательство
1
1
1
1
1
1
1
1
комнаты/класса) в рабочей тетради на
печатной
основе
Зарисовка
в
тетрадях и изготовление таблицы
условных знаков плана
Чтение
простейших
планов
(школьного участка, местности) с
опорой на таблицу условных знаков
Упражнения
в
определении
направлений на карте. Упражнения в
умении обозначать направления на
контурной
карте.
Зарисовка
в
тетрадях и изготовление таблицы
условных знаков и цветов физической
карты Показ на физической карте
России в приложении к учебнику
форм поверхности (не давая точных
названий равнин, гор и т.п.). Показ на
физической
карте
России
в
приложении к учебнику различных
водоёмов (не требуется знания
конкретных названий рек, озёр и т.п.)
Прикрепление на магнитной карте к
цвету или знаку соответствующих
иллюстраций
Изготовление из пластилина или
глины модели земного шара с
обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены
дня и ночи
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
шарообразности Земли.
Освоение космоса.
Глобус – модель Земного
шара.
Физическая карта
полушарий.
Распределение воды и
суши на Земле.
Практическая работа
«Океаны и материки»
Океаны на глобусе и карте
полушарий. Практическая
работа «Контуры
материков»
Материки на глобусе и
карте полушарий (Евразия,
Африка, С. Америка,
Ю.Америка, Австралия,
Антарктида)
Первые кругосветные
путешествия.
Значение Солнца для
жизни на Земле. Различие
в освещении и нагревании
солнцем земной
поверхности.
Понятие о климате, его
отличия от погоды.
Основные типы климата.
Пояса освещенности:
жаркий, умеренный,
холодный. Изображение их
на глобусе и карте
полушарий. Практическая
работа «Растения и
животные
соответствующие поясам
освещенности»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Оформление
таблицы
названий
океанов и материков. Обозначение на
контурной карте материков и
океанов;
первых
кругосветных
путешествий (в рабочей тетради на
печатной основе)
Вычерчивание в тетради схемы
расположения поясов освещенности
на земном шаре.
«Опоясывание» глобуса лентами
красного, зеленого и белого цветов.
Прикрепление контуров растений и
животных к соответствующим поясам
освещенности.
Оформление
альбома
с
иллюстрациями картин природы и
жизни
людей
в
различных
климатических поясах земного шара.
Знакомство
с
последними
публикациями
в
периодической
печати об освоении космоса.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56 –
57.
58 –
59.
60.
61.
62.
Природа тропического
1
пояса.
Природа умеренного и
1
полярного поясов.
Обобщение по теме
1
«Земной шар»
КАРТА РОССИИ.
Положение России на
1
глобусе, карте полушарий,
физической карте. Столица
России - Москва.
Границы России.
1
Сухопутные границы на
западе и юге.
Практическая работа «
Границы нашей Родины»
Морские границы. Океаны
1
и моря, омывающие берега
России. Моря Северного
Ледовитого океана.
Моря Тихого и
1
Атлантического океанов.
Острова и полуострова
России.
Рельеф нашей страны.
2
Низменности,
возвышенности,
плоскогорья.
Горы Урал, Кавказ, Алтай,
2
Саяны.
Крупнейшие
1
месторождения полезных
ископаемых.
Практическая работа
«Условные знаки полезных
ископаемых»
Реки Волга, Ока, Кама.
1
Реки Волга, Ока, Кама.
1
18 ЧАСОВ
Обозначение границ нашей Родины,
пограничных государств, нанесение
названий изученных географических
объектов на контурную карту России
в рабочей тетради на печатной основе
Работа с контурными картами
Изготовление
условных
знаков
полезных
ископаемых
и
прикрепление их к магнитной карте
Изготовление планшетов: условный
знак полезного ископаемого —
образец из коллекции — его название
— основные месторождения
Работа с контурными картами
Нанесение рек, озёр, водохранилищ.
.
63.
64.
65 –
66.
67.
68.
Реки Сибири: Обь, Иртыш,
Енисей.
Реки: Лена, Амур.
Озера: Ладожское и
Онежское. Озеро Байкал.
Каспийское море.
Контрольный тест по теме
«Карта России».
Работа с контурными
картами. Практическая
работа «Путешествие по
нашей стране»
1
1
2
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК для учащихся
1. «Начальный курс физической географии» 6 класс для специальных
(коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией Т.М.
Лифановой и Е.Н. Соломиной М. «Просвещение»
УМК для учителя
Учебник:
1. «Начальный курс физической географии» 6 класс для специальных
(коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией
Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной М. «Просвещение»
2. Методическое пособие «География. Методические рекомендации. 6-9
классы (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)»
Лифанова Т. М., Подвальная Е.В.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/
Федеральные образовательные ресурсы для общего образования
Федеральный центр тестирования
http://www.rustest.ru/
http://www.youngbotany.spb.ru Лауреаты нобелевской премии
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://window.edu.ru/