Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ № 7 города Новошахтинска (ФГОС)
Описание образовательной программы
Образовательная программа среднего общего образования является нормативно-управленческим документом МБОУ СОШ №7, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса на уровне среднего общего образования.
Образовательная
программа среднего общего образования школы разработана в соответствии с
основными федеральными, региональными, муниципальными документами и локальными
актами школы. Нормативной правовой основой образовательной программы среднего
общего образования являются:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 237- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред.
приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011
№ 1994);
- приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О
внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные
планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования
Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;
- Приказ
Министерства общего и профессионального образования РО от 09.06.2015 № 405 «Об утверждении регионального примерного
недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих
программы общего образования, расположенных на территории Ростовской
области, на 2015-2016 учебный год»;
- Устав МБОУ СОШ
№7.
Программа СОО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования и
направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и
самосовершенствование учащихся, обеспечивающие их социальную успешность,
развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание
Программы СОО формируется с учётом:
государственного заказа:
▪ создание
условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с
государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной,
общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности.
социального заказа:
▪ организация
учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
▪ обеспечение
качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с
экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
▪ воспитание
личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
▪ обеспечение
досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития
разнообразных способностей детей;
▪ воспитание
ответственного отношения учащихся к своему здоровью и
формирование
навыков здорового образа жизни.
заказа родителей:
▪ возможность
получения качественного образования;
▪ создание
условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
▪ сохранение
здоровья.
Школа,
реализующая Программу СОО, обеспечивает ознакомление учащихся и их родителей
(законных представителей) как участников образовательного процесса:
- с
уставом и другими документами, регламентирующими осуществление
образовательного процесса в Школе;
- с их
правами и обязанностями в части формирования
и реализации Программы СОО, установленными законодательством Российской Федерации и уставом Школы.
Права и
обязанности родителей (законных представителей) учащихся в части, касающейся
участия в формировании и обеспечении освоения всеми учащимися Программы СОО,
закрепляются в заключённом между ними и Школой договоре, отражающем
ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения Программы
СОО.
Программа СОО Школы содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации Программы СОО, а также способы определения
достижения этих целей и результатов.
Целевой
раздел включает:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты
освоения учащимися Программы СОО;
— систему оценки
достижения планируемых результатов освоения Программы СОО.
Содержательный
раздел определяет общее содержание среднего общего образования: учебных
предметов, курсов.
Организационный раздел включает систему условий реализации Программы
СОО:
— учебный план среднего общего образования как
один из основных механизмов реализации программы;
— учебно-методический
комплекс среднего общего образования;
—
кадровые и материально-технические условия реализации Программы СОО.
Целями реализации Программы СОО являются:
— обеспечение планируемых
результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося
старшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья;
— становление
и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности,
неповторимости.
Третий уровень
общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается
самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям.
Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей
личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и
индивидуализации. Эти изменения являются ответом на социальный заказ -
максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и
сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную
личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него
ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию,
гражданские права.
Достижение
поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
Ø создание
условий для получения общего среднего образования в соответствии с
государственными образовательными стандартами;
Ø осуществление
индивидуализации и социализации образования;
Ø подготовка
учащихся к успешному профессиональному самоопределению;
Ø создание
условий для формирования информационной культуры учащихся;
Ø формирование
коммуникативной компетентности, способности свободно ориентироваться в
различных коммуникативных ситуациях;
Ø воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека,
ответственности перед собой и обществом, как основы гуманистического
мировоззрения;
Ø формирование
понимания здорового образа жизни и способности противостоять пагубному влиянию
негативных явлений;
Ø достижение
высокого уровня творческой и научно-практико-исследовательской деятельности в
области выбранных дисциплин;
Ø установление
требований к воспитанию и социализации учащихся и соответствующему усилению
воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося,
Ø формированию
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых
условий для её самореализации;
Ø обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного
процесса, взаимодействия всех его участников;
Ø взаимодействие
Школы при реализации Программы СОО с социальными партнёрами;
Ø выявление
и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей
через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно
полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием
возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
Ø организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества, проектной и
учебно-исследовательской деятельности;
Ø участие
учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,
школьного уклада;
Ø включение
учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для
приобретения опыта реального управления и действия;
Ø социальное
и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся
при поддержке педагогов, социальных педагогов, сотрудничестве с предприятиями,
учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
Ø сохранение
и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся,
обеспечение их безопасности.
В основе реализации Программы СОО
лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского
гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и
уважения;
- формирование
соответствующей целям общего образования социальной среды развития
учащихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования
и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня
(результата) личностного и познавательного развития учащихся;
- ориентацию
на достижение цели и основного результата образования на основе познания и
освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной
деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
- признание
решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и
социального развития учащихся;
- учёт
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося, в том
числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Планируемые результаты освоения
учащимися Программы СОО.
Планируемые
результаты освоения Программы Школы (далее — планируемые результаты)
представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов
освоения всех учебных программ, составляющих содержательную Программы СОО.
На уровне
среднего общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения учебных
программ по предметам: «Русский язык», «Литература», «Иностранный
язык», «История», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра и
начала анализа», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия»,
«Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Искусство»
(МХК).
«Портрет выпускника» средней школы
Программа СОО ориентирована на следующий портрет выпускника средней школы:
- любящий
свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции;
o осознающий и принимающий традиционные ценности семьи,
российского гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
o креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно
познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для
человека и общества;
o владеющий основами научных методов познания окружающего
мира;
o мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
o готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую,
проектную и информационно-познавательную деятельность;
o осознающий себя личностью, социально активный, уважающий
закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом,
государством, человечеством;
o уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный
диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
o осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
o подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий
значение профессиональной деятельности для человека и общества;
o мотивированный на образование и самообразование в течение
всей своей жизни.